Весной прошлого года отечественная атомная отрасль присоединилась к мировому движению Vision Zero (нулевой травматизм), определив направления развития и приоритеты. Как справились с задачами за истекший период с учетом новых вызовов, принесенных с собой Covid-19, обсудили во время онлайн-конференции во главе с генеральным директором Росатома Алексеем Лихачевым.
Как отметил заместитель генерального инспектора Росатома Владимир Костров, в завершение третьего форума-диалога по безопасности (2019 год) был принят ряд договоренностей: применять принципы Vision Zero в культуре безопасности, совершенствовать систему обучения в области охраны труда, повысить мотивацию безопасного поведения, интегрировать вопросы безопасности и охраны труда в систему принятия управленческих решений, изучать внутренний и внешний опыт. Реализация стратегии принесла результаты. Пять дивизионов, включая электроэнергетический, шесть месяцев 2020 года отработали без травматизма как среди своего персонала, так и среди сотрудников подрядных организаций.
– Нам есть чем гордиться, – подчеркнул Владимир Трифонович. – Госкорпорация «Росатом» – лидер в области охраны труда среди крупных предприятий России и профильных зарубежных компаний. Отрасль работает безопасно, показатели устойчивости эксплуатации АЭС к уровню 2019 года повысились в 2 раза, отсутствуют отклонения в работе ядерных установок.
Чтобы сохранить положительную динамику, следует по-прежнему уделять внимание соблюдению требований безопасности, организации производства работ, содержанию территорий, дисциплине исполнителей и ответственности среднего звена ИТР, профессиональной подготовке персонала.
По словам Анатолия Комарова, руководителя практики HSE «ЭКОПСИ Консалтинг», исследование, проведенное
в 2018-2019 годах на шести АЭС, дает основание утверждать, что, в целом, на предприятиях Росатома функционирует системный уровень культуры безопасности. Он в госкорпорации выше, чем в других производственных компаниях нашей страны, и непрерывно совершенствуется, персонал готов к дальнейшим шагам.
– Росатом выбрал движение к нулевому травматизму, – отметил Анатолий Валерьевич. – Для этого необходимо пересмотреть систему показателей, подумать, каким образом ее можно сбалансировать или изменить, как вовлечь весь персонал, как развивать атмосферу открытости и доверия, которая позволит заметить самые мелкие отклонения и события, связанные с безопасностью. Именно воспитание осознанности в людях, внутренней потребности в безопасности и выявлении рисков, принятие личной ответственности, желание сообщать о наблюдениях способствуют переходу на новый уровень Vision Zero.
С началом пандемии в отрасли была проведена оценка рисков, которые могут возникнуть, если массово заболеет оперативный персонал, управляющий ядерными установками, и сотрудники подрядных организаций, отвечающие за техническое обслуживание и ремонт энергоблоков. Избежать форс-мажора позволили своевременные меры реагирования. На АЭС определили минимум работников, необходимых для обеспечения безопасности. Создали резерв дублирующих дежурных смен, обеспечили для них санитарно-эпидемиологический режим работы и отдыха. Обосновали уточненные сроки плановых предупредительных ремонтов. Организовали удаленный формат работы там, где было возможно. Отладили онлайн-встречи для принятия критически важных решений, а также взаимодействие с поставщиками и подрядчиками.
Практически круглосуточно действовали оперативные штабы в партнерстве с ФМБА, были закуплены средства индивидуальной защиты и дезинфицирующие средства для предприятий и больниц, а также медицинская техника. Организовали тестирование на наличие коронавирусной инфекции и измерение температуры у сотрудников. О мерах, решениях и задачах персоналу рассказывал генеральный директор Росатома Алексей Лихачев, записывая еженедельно видеообращения, для обратной связи была открыта горячая линия.
Иными словами, по всем направлениям был включен принцип человекосбережения. Сотрудники сообщили в пульс-опросе, что чувствуют заботу о себе.
– На разных предприятиях сотрудники сказали, что предпринятые меры достаточны для обеспечения безопасности, и это ощущение защищенности дало возможность достигать серьезных целей, которые перед нами стоят, выполнять государственные задания, международные обязательства, – подчеркнула директор по персоналу Росатома Татьяна Терентьева.