Директор Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Росатома Олег Крюков рассказал в интервью радио «Эхо Москвы» о программе международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности.
СТАНИСЛАВ АНИСИМОВ: В 2012 году Международной программе глобального партнерства стран «Группы восьми» исполнилось 10 лет. Международная программа глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения официально началась в 2002 году, когда главами правительств «большой восьмерки» было сделано заявление о сотрудничестве в области предотвращения распространения оружия и материалов массового поражения на саммите в Канаде. Основными направлениями глобального партнерства являются утилизация атомных и подводных лодок и надводных кораблей с ядерными установками, утилизация судов обеспечения атомного технологического цикла, обращение с ядерным топливом, обращение с радиоактивными отходами. «Группа восьми» вместе с еще 16 странами, присоединившимися к «Глобальному партнерству» с момента его учреждения в Канаде, за счет совместной работы добилась значимых результатов. Международная конференция «Глобальное партнерство группа восьми: оценка и перспектива дальнейшего сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности» собрала представителей стран и организаций, участвующих в глобальном партнерстве. Как заявил 21 ноября на посвященном конференции брифинге директор Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Росатома Олег Крюков, «Госкорпорация положительно оценивает итоги сотрудничества, которое осуществлялось в рамках «Глобального партнерства». По его словам, самой большой результат – это улучшение экологической обстановки в России. На сегодняшний день с береговых баз ВМФ было вывезено 50 тонн отработанного ядерного топлива, и еще 40 тонн ОЯТ предстоит вывезти. В Росатоме полагают, что эту работы будут выполнены к началу 2020-х годов. Перед началом конференции мы поговорили с Олегом Крюковым о программе международного сотрудничества.
ОЛЕГ КРЮКОВ: «Группа восьми» – это страны G8, как их называют, это ведущие страны мира, которые в Канаде в 2002 году приняли такое решение о том, что проблема распространения оружия и материалов массового уничтожения есть, и необходимо в срочном порядке решать эту проблему. Кстати, в Канаде на саммите было принято беспрецедентное решение для стран «Группы восьми», когда тут же была установлена и сумма, которая будет выделена на реализацию этой задачи – 20 миллиардов долларов. Сразу появились средства на решение этой проблемы. Ну и другие страны присоединялись к этой программе, их оказалось 16. Ну, я думаю, что все понимали, что у всех есть сходные проблемы, и лучше вот таким сообществом решать их совместно.
С. АНИСИМОВ: А в чем суть партнерства России и ведущих мировых государств в сфере ядерной радиационной безопасности?
О. КРЮКОВ: Во многих странах, которые занимаются атомной энергетикой, и точно также занимались в прошлом, применяют ее для создания оружия и средств доставки такого оружия. Я имею в виду атомный надводный и подводный флот. Он же и в других странах имеется. Поэтому, собственно говоря, партнерство и заключается, что все вместе страны не очень много внимания уделяли проблемам, связанным с заключительной стадией, с «хвостовой». Поэтому решение вот этих проблем, оно и является партнерским. И в смысле технологического оборудования, оно также создавалось иногда в других государствах и поставлялось к нам для применения. То есть, это действительно партнерство. Одним спонсорством здесь нельзя было обойтись, потому что это было бы долго и, на мой взгляд, менее эффективно, то есть еще более затратно, потому что когда ты решаешь один эту проблему, тогда всегда получается сложнее. Когда складывается некий международный опыт, то заметно проще.
С. АНИСИМОВ: То есть речь идет еще и о технологиях, которые разрабатываются?
О. КРЮКОВ: Конечно.
С. АНИСИМОВ: … в каждой стране отдельно – да? – и потом они собираются…
О. КРЮКОВ: Ну, они не очень разрабатывались в каждой стране отдельно. Они разрабатывались в момент появления задачи по каким-то объектам совместным.
С. АНИСИМОВ: Уже непосредственно в процессе работы именно вот так, в «восьмерке», да?
О. КРЮКОВ: Да, в рамках «восьмерки». Я говорил уже о 24 странах мира. Присоединение почти сразу произошло.
С. АНИСИМОВ: Скажите, в таком случае, а если вдруг существует страна, которая имеет схожие проблемы, но она не входит в этот союз. Возможно ли оказание ей помощи?
О. КРЮКОВ: Естественно. Я считаю, что вполне возможно, потому что ядерная радиационная безопасность, - она трансгранична. И если этот объект соседствует с каким-то государством, это значит, определенная угроза исходит и для этого государства. Такое понимание уже в мире полностью есть, что эти эффекты трансграничны, поэтому лучше друг другу помогать для того, чтобы общий наш дом – Земля - была безопасной.
С. АНИСИМОВ: Если говорить о международном сотрудничестве, то в каких странах наиболее остро стоит программа утилизации ядерных отходов?
О. КРЮКОВ: Вы знаете, я специально не анализировал и больше занят собственной страной, и не хотелось бы выделять и называть какие-то страны в этом плане. Могу сказать, что не везде есть проблемы, связанные и с утилизацией подводных лодок, надводного флота.. Но с обращением с отработавшим ядерным топливом, с захоронением радиоактивных отходов, высокой, средней активности, каких угодно, везде есть такие проблемы.
С. АНИСИМОВ: Как Вы оцениваете итоги 10-летней программы сотрудничества?
О. КРЮКОВ: Я их оцениваю очень положительно. Я думаю, что и оценки моих уважаемых коллег (я имею в виду международное сообщество, которое в этом участвует) будут такие же.
С. АНИСИМОВ: Я о том, что не нарушить безопасность, но здесь важна роль не только России, но и технологий западных, если я правильно понимаю…
О. КРЮКОВ: Нет, ну, здесь мы как бы согласовываем некоторые вещи, когда решаем какую-то конкретную задачу, или соответствующая страна участвует в разработке технологий и непосредственно утилизации какого объекта или топлива, то она оценивает эту безопасность, насколько безопасными способами это будет сделано. Но, конечно, ответственность, если проистекает по нашей территории, и мы эти работы производим у себя, ответственность, основная ответственность лежит на Российской Федерации, безусловно.
С. АНИСИМОВ: Что касается вывода из эксплуатации радиационно опасных объектов, как обстоит ситуация в этой области?
О. КРЮКОВ: Ну, вывод из эксплуатации в большей степени к «Глобальному партнерству» не имеет такого прямого отношения…
С. АНИСИМОВ: А почему?
О. КРЮКОВ: Ну, потому, что вначале как бы обращается внимание на наследственную часть, если вы имеете в виду вот военные объекты, объекты, ну, которые задействованы в этой цепочке. А вы говорите о каких объектах? Вы говорите обо всех вообще?
С. АНИСИМОВ: Да, в целом.
О. КРЮКОВ: В целом существуют федеральные целевые программы нашего государства, которые направлены на решение этой проблемы. То, что касается вывода из эксплуатации, на сегодняшний день у нас не так много объектов выведено. В большей степени они, я бы сказал, безопасно законсервированы. То есть они не производят какой-то деятельности, и к масштабному такому выводу этих объектов мы, в общем-то, пока готовимся, создаем определенный дивизион, определенные силы формируем для того, чтобы это делать уже неким таким промышленным способом.
С. АНИСИМОВ: Расскажите о планах. Вы сейчас готовы говорить о будущем?
О. КРЮКОВ: Ну, это московская конференция, которая сейчас состоится. На мой взгляд, основное – обозначить такие направления нашей дальнейшей совместной деятельности, а конкретизация, она уже обычно разбивается потом внутри: кто в каких проектах участвует, что будет конкретно делать и так далее. Вот. Первое – это подвести соответственно итоги. Я думаю, что подведем их. Будет много таких выступлений, круглых столов, связанных с развитием отдельных технологий. Такой обмен мнениями. Специалисты будут излагать свои версии новых технологий. Все могут их оценить и послушать. То есть итог не только пообъектовый будет сделан, ну, и итог психологической, интеллектуальной наработки, которая произошла за эти 10 лет. Соответственно, как я говорю, будут определяться какие-то направления нашего дальнейшего сотрудничества.
С. АНИСИМОВ: В первый день конференции были подведены итоги работы «Глобального партнерства» за 10 лет. Во второй на секциях рабочей группы обсудили ключевые темы конференции, которые в первую очередь связаны с Кольским полуостровом. Это утилизация атомных подлодок и судов, включая всемирно известную плавтехбазу «Лепсе». Сюда же входит и единственное в Европе береговое хранилище одноотсечных реакторных блоков атомных субмарин в губе Сайда. Подготовка к вывозу отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок, поставка оборудования для Кольской атомной электростанции и создание промежуточного хранилища ледокольного топлива, и модернизация объектов физической защиты ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. В последний день конференции делегаты дали оценку итогам и перспективам дальнейшего сотрудничества в рамках «Глобального партнерства» и обсудили вопросы реализации проблем ядерного наследия в странах, стремящихся укрепить международную безопасность и стабильность. Как Вы оцениваете итоги конференции? Чего Вам удалось добиться?
О. КРЮКОВ: Ну, во-первых, очень правильно сделано, на мой взгляд, то, что в конце 10 лет совместного сотрудничества мы, можно сказать, впервые собрались, чтобы подвести такие итоги. Конечно, результаты оценивали и в течение этого времени, но когда мы все вместе, это другое имеет совершенно резонанс. Первый итог, я считаю, что все удовлетворены этой работой. И она действительно значительная, потому что были показаны и материалы, с чего начинали в губе Андреева, начало строительства в губе Сайда. И какие это объекты сейчас, в каком состоянии находятся те объекты, которые мы должны были вывести из эксплуатации (утилизировать, если точнее говорить). Конечно, это совершенно другой риск по ядерной и радиационной безопасности. Он в значительной степени снижен. Это, пожалуй, самое главное. И второе. Я сделал вывод, что все заинтересованы в продолжении этой работы, потому что эта работа достаточно технически, технологически и организационно сложная, и уже наработаны такие достаточно хорошие связи во всех этих сферах. Конечно, лучше продолжать это.
С. АНИСИМОВ: Вот как раз о связях я и хотел вам задать вопрос. Вы наверняка общались с вашими зарубежными коллегами. Скажите, как они оценивают в принципе ситуацию по теме конференции, в мире, в их странах?
О. КРЮКОВ: Ну, честно говоря, мы такие сопоставимые оценки не делали, но, так скажем, они оценивают, что у нас в стране конкретно сделан большой шаг. И даже Великобритания, она сказала, что Россия уже способна и самостоятельно действовать. Что мы и раньше были способны двигаться, они не конкретизировали. Есть места на нашей планете, есть страны, где сейчас такая помощь более нужна, где в ней, так скажем, в большей степени нуждаются. Поэтому, конечно, как бы отдельных оценок не звучало, но, по крайней мере, из слов наших коллег уже понятно, что Российская Федерация прошла вместе с ними значительный путь, и это достаточно устойчивое положение по ядерной и радиационной безопасности.
С. АНИСИМОВ: А какие именно отечественные наработки могут быть использованы за пределами нашей страны? Что у нас было такого уникального, чем мы могли бы помочь?
О. КРЮКОВ: Ну, вообще говоря, готовы поделиться своим опытом в сфере создания системы, допустим, обращения с отработавшим ядерным топливом, не просто системы, а с технологиями, потому что в результате совместной деятельности появились новые транспортные системы, новые контейнеры, суда, которые его транспортируют, специальные железнодорожные вагоны. Появились, хотя они у нас и раньше были, технологии непосредственной переработки этого топлива. В области радиоактивных отходов – это новые хранилища, также новые контейнеры, соответствующие всем необходимым стандартам. Раньше этого просто не было. Сама технология обращения... Появились понятия кондиционирования отходов (это уменьшение их в объеме). Поэтому это вот такой большой совместный опыт. И вот наработки нашей страны, естественно, здесь в первую очередь были. Все, в общем-то, отмечали тот факт, что как раз технологически и технически во многом мы были готовы, мы просто когда со всеми специалистами сопоставили наши идеи, их реализовали.
С. АНИСИМОВ: А скажите, вот вы уже планируете работу на ближайшие десятилетия. В чем она будет заключаться?
О. КРЮКОВ: Ну, на ближайшие десятилетия, собственно говоря, да, планируем такую работу, и здесь направление ее указано. Это в принципе продолжение всех остальных наших работ в области ОЯТ и завершение создания объектов. Собственно говоря, одно из направлений указано новое - это более интенсивная очистка загрязненных материалов таких, как металлы, грунт, разработка таких технологий, потому что на первом этапе, конечно, важно изолировать объект. Но на втором лучше его вернуть в народное хозяйство, понимаете? Развитие вот таким методам будет предано новое. Ну, и кроме того, все-таки высказали свое предложение, конечно, что мы уже, можно сказать, готовы к тому, чтобы поднимать затопленные объекты. Раньше мы об этом речи не вели. Вот это, на мой взгляд, тоже нечто новое.
С. АНИСИМОВ: А много их в России?
О. КРЮКОВ: Ну, довольно много. Я не говорю, что все, но по разным данным… ну, есть, определены эти объекты. И мы постепенно подходим к той мысли, что необходимо эту работу сделать.
С. АНИСИМОВ: А в целом, если говорить о работе, все-таки предстоит много ее? И на территории нашего государства или все же больше за границами?
О. КРЮКОВ: Конечно, работы достаточно много. И вы, наверное, слышали о том, что так называемое «ядерное наследие», оно существует. Мы ведем, так скажем, расчеты того, что необходимо произвести. Но окончательные цифры - они не определены. Но, по крайней мере, то, что касается Российской Федерации, мы планируем создать такую долголетнюю программу по действиям с наследием. Она будет охватывать период примерно в 50-70 лет. То есть масштаб этой работы в Российской Федерации значителен.
С. АНИСИМОВ: То есть есть над чем работать и у нас, и за границами, я так понимаю?
О. КРЮКОВ: Есть над чем работать у нас, и за границей. Конечно. Я еще раз говорю, проблема наследия, те проблемы, которые появились у нас в результате «гонки вооружений», вот все этой избыточности, они, конечно, характерны не только для Российской Федерации и для других стран, которые тоже участвовали в «гонке вооружений» только с другой стороны, и не очень также заботились о последней стадии.
С. АНИСИМОВ: Но сегодня это все решается вместе?
О. КРЮКОВ: Ну, я бы сказал, что даже вот самый большой эффект - мне такая мысль приходит в голову, я даже вчера сказал на торжественном вечере об этом, - что то, что мы сделали отдельно, достаточно много экологического урона нанесли своей территории, и вот этот десятилетний итог подчеркивает, что мы на самом деле можем вместе гораздо более конструктивно очистить нашу планету. Я думаю даже вот такое международное сотрудничество в таких вот аспектах, оно дает определенный залог того, что «гонки вооружений» больше не будет, потому что безумствовать-то не надо. Потом придется вместе, большими затратами все это, так скажем, зачищать. Мне кажется, такое понимание рождается между нами.
С. АНИСИМОВ: Это был Олег Крюков, директор Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Росатома. По инициативе Российской Федерации, Швеции и Норвегии в продолжение последовательной работы, проводившейся под председательством Италии, Канады, Франции и Соединенных Штатов для оценки итогов первых 10 лет сотрудничества в рамках «Глобального партнерства против распространения оружия массового уничтожения и связанных с ним материалов», начатого в 2002 году в Канаде, в ноябре в Москве была проведена конференция в области ядерной и радиационной безопасности. Участники из Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Соединенных штатов Америки, Финляндии, Украины, Швеции, Японии, России, а также представители МАГАТЭ и ЕБРР поздравили всех партнеров и подтвердили значительные успехи, достигнутые в области ядерной и радиационной безопасности. Участники московской конференции высказались в пользу изучения возможностей для распространения знаний, накопленных в рамках «Глобального партнерства» стран «Группы восьми» и применения наилучших практик другими странами, где это применимо. В частности, в области конверсии исследовательских реакторов; создания и совершенствования технических средств по обращению с отработавшим ядерным топливом энергетических реакторов; вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов, включая энергетические реакторы; совершенствовании системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, развития средств транспортирования ядерных материалов для их концентрирования в местах безопасного хранения; консолидации и конверсии невостребованных ядерных материалов с целью снижения угрозы их распространения и незаконного использования; совершенствования автоматизированных систем контроля радиационной обстановки и реагирования на чрезвычайные ситуации; реабилитации радиационно загрязненных территорий, применения опыта по совершенствованию систем физической защиты на ядерных объектах; совершенствовании деловых и социальных коммуникаций; распространения и совершенствования навыков управления комплексными проектами на всех стадиях их реализации; создания международных центров по выводу из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов. Для разработки механизмов дальнейшей деятельности и координации соответствующего взаимодействия участники московской конференции поддержали инициативу представления данного документа на английском языке к рассмотрению рабочей группой «Глобального партнерства». Участники московской конференции также приветствовали решение о создании подгруппы по ядерной и радиационной безопасности.