Предлагаем вниманию читателей краткий перевод интервью чешской газете "Denik" финского эксперта в области ядерной энергетики и вице-президента компании "Русатом Оверсиз" Юкки Лааксонена.
Вы были во главе финского регулирующего органа, и Вы были совершенно точно знакомы с проектами, которые сейчас предлагают в тендере на достройку АЭС "Темелин". В Финляндии были представлены все три проекта: российский ВВЭР, французский EPR, и американский АР-1000. Поскольку AREVA из (чешского) тендера исключена, то каковы отличия в технологиях двух оставшихся конкурентов?
Мне на самом деле довелось подробно разбираться со всеми тремя технологиями. Российский реактор ВВЭР-440, такой же, как и на АЭС "Дукованы", уже много лет работает на финской АЭС "Ловииза". Реактор EPR, хоть и с большими проблемами, но строится на АЭС "Олкилуото". Реактор AP-1000 и его безопасность также в предварительном порядке оценивались как один из кандидатов для использования на новом блоке АЭС "Олкилуото".
С моей точки зрения, в самом новом проекте, разработанном "Westinghouse", множество инновационных технологических систем, однако это всё ещё надо доказать на практике. Нет никаких оснований утверждать, что проект AP-1000 является самым безопасным атомным реактором в мире. В мире нет ни одного сравнительного исследования безопасности реакторов, которые подтвердили бы данное утверждение.
Изменила ли авария на АЭС "Фукусима Дайичи" отношение к безопасности АЭС?
К сожалению, АЭС "Фукусима Дайичи" нас научила тому, что при определённых обстоятельствах пассивные системы безопасности не обязательно будут надёжными.
Уроком является и авария на американской АЭС "Three Mile Island", где операторы не поняли развития событий сложной аварии и в результате этого остановили правильно работавшую систему.
Пассивные системы безопасности просты. Однако очень сложно контролировать весь процесс, в котором используются подобные системы. "Westinghouse" же продолжает афишировать своё бесконечное доверие системам пассивной безопасености, однако полностью рассчитывать только на них не слишком мудро.
Главным уроком Фукусимы является понимание того, что все основные элементы безопасности должны быть обеспечены целым рядом активных систем, которые гарантируют их оптимальное функционирование. Это требует наличия как пассивных, так и активных систем безопасности, способных решать одну и ту же задачу.
Пассивные системы могут обеспечить максимальную безопасность в случаях некоторых крайне неожиданных и редко случающихся аварий, в то время как активные системы демонстрируют свою надёжность в рамках эксплуатации атомных станций с момента возникновения атомной энергетики в целом, за исключением аварии на Фукусиме, где системы безопасности были разрушены внешним воздействием.
Вы упомянули об аварии на японской АЭС "Фукусима Дайичи", американской АЭС "Three Miles Island". В СССР тоже была авария на Чернобыльской АЭС. Какие выводы были сделаны после неё? Что изменилось в подходах к безопасности станций?
Российские проектировщики, основываясь на уроках аварии на Чернобыльской АЭС, делают ставку на использование одновременно как активных, так и пассивных систем безопасности.
Пассивные системы новых реакторов типа ВВЭР были протестированы во время модельных экспериментов (и уже установлены на действующих блоках), и их надёжность находится на том же уровне, что и у систем , использованных в АР-1000.
В реакторах ВВЭР есть несколько важных функций безопасности, которые не встречаются в других типах реакторов. Уникальной особенностью реактора типа ВВЭР является устройство локализации расплава, которое помогает предотвратить радиоактивные выбросы даже в том случае, если реактор и топливо расплавились.
В случае реактора АР-1000 необходим как минимум один день между аварией и расплавлением реактора, чтобы началось успешное управление такой тяжёлой аварией реактора. Если реактор расплавится раньше, то невозможно не допустить большой утечки радиоактивных веществ при использовании концепции АР-1000.
Ловушка расплава, которая является составной частью новой технологии ВВЭР, также активно снижает выделение водорода в случае серьёзной аварии. Это снижает риск взрыва водорода, который уничтожил реакторные здания на АЭС "Фукусима". Атомные станции с технологией новых ВВЭР обеспечены также мощными системами активной безопасности. Они были улучшены за счёт дополнительных мер безопасности после аварии на АЭС "Фукусима".
В отличие от "Westinghouse", который предлагает идентичный реактор всем своим заказчикам, ГК "Росатом" придерживается той точки зрения, что всем новым заказчикам предлагает улучшенные версии. Это хорошо видно в предложении на АЭС "Темелин", где целый ряд деталей был исправлен на основании специфических требований чешского заказчика, по сравнению с подобными блоками, которые работают в Китае либо строятся в России.
Несмотря на это, американцы утверждают, что их стандартный дизайн АР-1000 одобрен надзорными органами в США, Китае и Европе.
Это утверждение просто неправдиво. В Европе наиболее близким к понятию "утверждён" можно назвать "предварительное одобрение" проекта (interim design acceptance confirmation), выданное британским регулятором.
Тем не менее, британский надзорный орган ждёт ответов на целый ряд вопросов, прежде чем выдаст окончательное одобрение. Его в ближайшем будущем ожидать нельзя, потому что "Westinghouse" до сих пор не нашёл заказчика, который хотел бы в Британии построить реактор АР-1000. Поэтому в Британии в данный момент процесс одобрения приостановлен.
Необходимо отметить, что процесс одобрения в Британии вёл к определённым изменениям в проекте АР-1000. Удивительно, что топ-менеджер компании "Westinghousе" утверждает, что предложение реактора для ЧР идентично моделям, которые строятся в Китае или США, и убеждает, что процесс лицензирования будет беспроблемным, если этот проект не был приемлемым для британского регулятора.
"Росатом" не даёт таких гарантий и с уважением относится к независимости национальных регуляторов и готов к конструктивному диалогу в случае, когда во время процесса будут названы какие бы то ни было замечания к безопасности.
Предварительная оценка безопасности АР-1000 была проведена в начале процесса, который вёл к строительству четвёртого блока АЭС "Олкилуото" в Финляндии. После того, как было выдана предварительная оценка, "Westinghouse" сообщил финской энергетической компании, что уже не заинтересован в том, чтобы предлагать реактор на скандинавских рынках.