Один из участников XV Томского инновационного форума Innovus-2013, крупнейшее предприятие атомной отрасли РФ "Сибирский химический комбинат" (СХК входит в топливную компанию Росатома "ТВЭЛ") рассчитывает найти на форуме разработки и партнеров для развития производства неядерной продукции. Об этом в интервью РИА Новости рассказал гендиректор предприятия Сергей Точилин.
— Сергей Борисович, форум Innovus совсем скоро. Каковы ожидания СХК от диалога с представителями инновационного сектора на форуме? Что именно вы планируете почерпнуть на форуме?
— Прежде всего хотелось бы увидеть новые разработки для того, чтобы оценить их на предмет использования на комбинате. В первую очередь наше предприятие интересует новая продукция, новые товары, возможность выхода на новые рынки. Перед СХК и всей отраслью поставлена задача создать "второе ядро". Под этим подразумевается производство неядерной продукции общепромышленного назначения.
Понятно, что СХК является одним из мировых лидеров по ядерной продукции, занимает определенное место на рынке, у предприятия есть свой бренд, есть имидж. Но рынок ядерной продукции органичен, а потенциал у предприятия большой. Поэтому сейчас реализуются программы по увеличению производства, связанного с продукцией общепромышленного назначения.
И для СХК сейчас один из ключевых интересов – поиск новых партнеров, новых рынков, новых товаров для сбыта.
— Каков объем инновационной продукции в производимом СХК продукте, какие это продукты?
— То, что мы производим для ядерного рынка, наверное, нельзя называть инновационной продукцией, потому что это производится в режиме постоянного производства. Атомная отрасль очень четко регламентирована, и если ты выходишь с каким-то новым продуктом, то нужно пройти всю цепочку лицензирования, сертифицирования, получения референтности того, что этот продукт работоспособен и, главное, безопасен.
А вот если говорить о том, что СХК планирует выход на рынок неядерной продукции, то здесь как раз требуется оценить возможности, которые предприятие использует в атомном производстве, и грамотно приспособить их к новым рынкам. И здесь, конечно, речь пойдет об инновациях.
— Какие именно направления СХК будет развивать в неядерной тематике?
— Несколько таких направлений намечено. Прежде всего комбинат будет использовать свои компетенции, наработанные при производстве урановой продукции.
Например, СХК умеет хорошо извлекать уран из концентратов, получая очень чистый продукт. Что это дает? Предприятие может работать на рынке редкоземельных металлов, потому что это сходные технологии.
Берутся концентраты, очищаются от всех балластных примесей и получается либо сумма редких земель, то есть набор из церия, лантана, празеодима, неодима, очищенных от кремния, алюминия, железа и так далее, либо индивидуальный редкоземельный металл. Например, можно выделить неодим и использовать его в производстве магнитов. На СХК умеют делать магниты. Есть технология, хотя в свое время здесь не смогли сделать рентабельным это производство.
На сегодняшний момент вместе со специалистами Северского технологического института (СТИ) эта технология доработана и планируется воссоздание производства магнитов "неодим-железо-бор" (используются в авиации, электронике, метрологии, при производстве медицинских инструментов – ред.) на новом уровне.
— На какие средства будут вестись разработки? Насколько активно для работы над новыми проектами СХК привлекает ученых и инноваторов?
— Существует программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". А в январе этого года в дополнение к ней принята подпрограмма №15 "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов", по которой предусмотрено финансирование НИОКР по этой тематике порядка 4 миллиардов рублей на ближайшие несколько лет.
И сейчас создан некий консорциум вокруг СХК, состоящий из СТИ, Томского политехнического и Томского государственного университетов. Планируем получить средства по пожпрограмме и поучаствовать в разработке этих технологий. На три года сформирован довольно серьезный пакет предложений почти на 800 миллионов рублей.
При этом учтены ошибки, известно, где были слабые места у старой технологии производства магнитов, проведены НИОКРы и есть готовность подойти к этому процессу с новой стороны.
— Новые направления связаны только с редкоземельными металлами?
— Конечно, нет. Второе перспективное направление развития рынка гражданской продукции связано с фторидными технологиями. Раз на СХК получается гексафторид урана, можно получать весь спектр неорганических фторидов, какие только есть на сегодняшний день.
Но СХК смотрит и дальше, и этот вопрос обсуждался в администрации Томской области. Пришли к общему мнению, что замыкаться только на неорганических фторидах смысла нет. Есть желание расширить свое сотрудничество с западными фирмами в области фторидной органической химии.
На сегодняшний день фтороорганика – это огромный рынок, включающий в себя все фреоны, необходимые для различных холодильников, фторопласты, фторполимеры, применяющиеся для создания специальной тары.
— Сергей Борисович, а много ли инновационной продукции, в том числе зарубежного производства, сейчас закупает комбинат?
— Основная доля приходится на российские разработки. По двум причинам. Во-первых, зарубежную инновационную продукцию в этой сфере просто не продают. Ее производят для внутреннего потребления. Конечно, так как число игроков на атомном рынке невелико — мы все друг друга по пальцам знаем — каждый за каждым следит.
И какие-то новинки технологии становятся известны, являются предметом изучения и влекут за собой разработки в других исследовательских лабораториях. Технологическое оборудование, на котором производится основная продукция атомной отрасли, – именно та точка приложения сил, где идет главное соревнование в инновационности, соревнование за себестоимость, за повышение качества и так далее.
Это та сфера, которая находится в зоне пристального внимания всех игроков мирового рынка. Топливная компания "ТВЭЛ" вкладывает в НИОКР значительные средства – только в 2012 году объем инвестиций в научные разработки составил 3,9 миллиарда рублей. Эта работа ведется постоянно, для нас важно сегодня развитие других направлений деятельности, а значит и научно-технологическое обеспечение их деятельности.