Реакторы ВВЭР, сооруженные по проектам российской компании ОКБ «ГИДРОПРЕСС», работают на 18 атомных станциях России, Украины, Армении, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии и Китая.
В настоящее время в России по проектам компании сооружаются реакторные установки одновременно девяти энергоблоков – c реакторными установками типа ВВЭР-1000 на Ростовской и Калининской АЭС и типа ВВЭР-1200 на Нововоронежской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2 и Балтийской АЭС. Одновременно сооружаются девять энергоблоков с ВВЭР-1000 за рубежом: АЭС «Куданкулам» в Индии, АЭС «Бушер» в Иране, АЭС «Белене» в Болгарии, АЭС «Тяньвань» (энергоблоки 3,4) в Китае, Хмельницкая АЭС на Украине. Компания также участвует в тендере на сооружение АЭС в Чехии, есть планы по строительству таких станций во Вьетнаме и Турции. Хотя каждый проект уникален, общими являются высокие стандарты качества работ и максимальные требования к уровню безопасности. О подходах к обеспечению безопасности технологии ВВЭР рассказал в интервью журналу "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды" (№2, 2011 г.) ывает директор – генеральный конструктор ОКБ «ГИДРОПРЕСС» Сергей РЫЖОВ (1959-2011).
– Сергей Борисович, как вы оцениваете уровень безопасности реакторов ВВЭР? Возможны ли на них такие аварии, как на АЭС «Фукусима-1»?
– На реакторных установках типа ВВЭР серьезных инцидентов никогда не происходило.
Уже долгие годы главным аспектом развития атомной энергетики является безопасность, в данном случае, реакторных установок на всех этапах жизненного цикла – при разработке, изготовлении оборудования, строительстве энергоблока, пусконаладочных работах, эксплуатации и выводе из эксплуатации.
Концепция безопасности установки закладывается еще на этапе проектирования. Действующая концепция безопасности ВВЭР создавалась поэтапно, в результате анализа аварий на АЭС Three Mile Island в США в 1979 году и на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
В проектах ВВЭР был учтен полученный негативный опыт, реакторные установки существенно модернизированы и усовершенствованы, реализованы дополнительные меры безопасности, чтобы исключить возникновение подобных ситуаций или снизить их последствия. Таким образом, концепция сложилась к началу 1990-х годов, и с тех пор мы неуклонно поддерживаем достигнутый уровень безопасности. Сегодня он наиболее высокий в мире, по целому ряду показателей наши проекты безопаснее, чем у компаний АREVA и Westinghouse. Например, частота повреждений активной зоны при запроектных авариях на два порядка ниже, чем установлено нормативными требованиями.
Наши последние проекты, находящиеся в стадии строительства, – по два блока на Нововоронежской и Ленинградской АЭС, первый блок Балтийской атомной станции – относятся к поколению 3+. Они совершеннее, чем АЭС третьего поколения (достигнутый мировой уровень), с низкой чувствительностью к ошибкам персонала и очень высокими численными показателями безопасности.
Эти проекты полностью отвечают тем повышенным требованиям, которые предъявляются к безопасности АЭС после аварии на «Фукусима-1». Они изначально защищены от основных негативных воздействий, обусловивших японскую аварию – сильного землетрясения и полной потери электроснабжения; в проекты заложены технические средства по исключению возникновения таких ситуаций или перехода аварии в тяжелую стадию.
– В чем, на Ваш взгляд, состоит главный урок аварии на АЭС «Фукусима-1»?
– Раньше очень высокая и, соответственно, дорогостоящая безопасность, естественно сказывалась на экономических показателях наших проектов. До недавнего времени это подрывало нашу конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку тендерные требования часто были сформулированы на основании «облегченных» показателей безопасности западных проектов. Я думаю, что после аварии на «Фукусиме-1» такие подходы будут пересмотрены: сегодня всему миру ясно, что избыточной, «бюджетной» безопасности быть не может.
Более того, в настоящее время во всем мире развернут серьезный анализ событий, произошедших в Японии, с целью разработки и внедрения дополнительных мер безопасности АЭС.
Несмотря на высокий уровень безопасности наших АЭС, мы для каждой из них так же рассмотрим расширенный перечень гипотетических исходных событий, которые могут привести к аварии, – уже за пределами тех, которые были в Японии. Обязательно их проанализируем, причем, не только качественно, но и количественно, с применением современных программных средств.
Нельзя игнорировать самые маловероятные события или их сочетания, которые могут возникнуть в различных районах размещения атомных станций. В Московском регионе это, прежде всего, смерчи, аномальные холодные условия (например, «ледяной дождь», который может разрушить электросети). И если анализ покажет достаточно высокую степень вероятности возникновения потенциально опасной ситуации, предложим технические меры и средства, которые обеспечат безопасное состояние энергоблоков в случае наступления этого гипотетического исходного события.
При этом, конечно, все решения по модернизации блоков должны быть обоснованы – и с точки зрения безопасности, и экономически.
– Сегодня одно из основных направлений деятельности Вашего предприятия – модернизации энергоблоков. Расскажите об этом подробнее.
– Модернизация проводится как в России, так и за рубежом.
Основные технологические аспекты модернизации связаны с тремя вопросами. Первый – продление срока службы относительно заложенного в проекте. Блоки второго поколения, которые сегодня подошли к этой процедуре, имеют проектный срок службы в 30 лет. Предполагается повысить его до 60 лет за счет проведения технических мероприятий, в основном, связанных с внедрением новых компонентов систем управления. Второй вопрос – повышение мощности реакторов. Так, мощность ВВЭР-440 удалось повысить до 107-110% по сравнению с проектной, ВВЭР-1000 – до 104%, в перспективе рассматривается возможность дальнейшего повышения мощности этих реакторов так же до 107-110% в зависимости от состояния блоков. Третий вопрос связан с постоянным усовершенствованием топлива – повышением мощности и экономических характеристик топливных сборок, что положительно влияет на экономичность энергоблока в целом.
Однако достигнутый уровень безопасности ни в коем случае не должен подвергаться никаким сомнениям. Это обязательное условие дальнейшего развития технологии ВВЭР.
– А как можно улучшить экономические характеристики энергоблоков, не снижая уровня безопасности?
– В последнее время, например, в проекте ВВЭР-ТОИ (типовой оптимизированный информатизированный) мы немного сокращаем количество оборудования в активных системах безопасности. С обоснованием, что это не снижает общего уровня безопасности, поскольку здесь используется комплекс пассивных систем для управления проектными авариями. Это обеспечивает дополнительную безопасность и позволяет снизить коэффициент резервирования активных систем.
– Каковы перспективы технологии ВВЭР? Укладывается ли она в «энергетику будущего»?
– При продолжении улучшения характеристик реакторных установок, безусловно, да.
Сегодня во всем мире идет подготовка к замыканию ядерного топливного цикла. При таком цикле все ядерные установки являются, с одной стороны, потребителями, а с другой – наработчиками ядерного топлива. Сегодня у наших реакторов достаточно низкий коэффициент воспроизводства топлива – около 0,4. Однако технология ВВЭР позволяет увеличить этот показатель даже в действующих энергоблоках. Более того, сейчас прорабатываются варианты реактора с новыми топливными сборками, которые поднимут этот показатель примерно до 0,8 – это близко к оптимальному сочетанию быстрых реакторов и реакторов на тепловых нейтронах в составе замкнутого топливного цикла. Несомненно, это будет внедряться только на новых блоках, потому что требует существенной модернизации самого реактора, с изменением его компонентов. Если реализовать этот проект, водо-водяная реакторная технология останется в энергетике на сотни лет вперед.
Беседу вела Алена ЯКОВЛЕВА