О безопасности транспортирования ядерных и других радиоактивных материалов, рассказывает директор департамента по ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом» Сергей Райков.
– Сергей Владимирович, в чём состоят функции возглавляемого вами департамента?
– Одной из основных задач и соответствующего направления работы является организация и обеспечение безопасности транспортирования ядерных и других радиоактивных материалов (РМ). В рамках этого направления департамент реализует выполнение большинства функций государственного компетентного органа (ГКО) по ядерной и радиационной безопасности при перевозках РМ, возложенных на корпорацию. Среди этих функций (а их 19 согласно положению о ГКО, утвержденному постановлением правительства) можно выделить ключевые, а именно координация и непосредственное участие в разработке норм и правил перевозок, экспертиза безопасности и сертификация транспортных упаковочных комплектов (упаковок) и условий перевозок, а также обеспечение аварийной готовности и ликвидация последствий аварий при перевозках всех РМ в стране. Следует отметить, что эти функции касаются не только грузов РМ корпорации, но и всех перевозок РМ в стране (за исключением перевозок между воинскими частями Минобороны России).
Кроме этого в рамках данного направления департамент практически организует и обеспечивает режим специальных перевозок ядерных материалов и некоторых других наиболее опасных РМ организаций Госкорпорации. Режим специальных перевозок включает дополнительные мероприятия по отношению к федеральным нормам и правилам, и международным соглашениям, действующим в стране по перевозкам опасных грузов, в части подготовки, осуществлению перевозок и контролю за следованием грузов РМ.
– Какие изменения в сфере транспортирования радиоактивных материалов произошли за последнее время?
– В отношении правил и требований безопасности можно отметить, что перевозки всех опасных грузов, включая РМ, в стране в настоящее время регламентируются соответствующими международными (общемировыми, европейскими) соглашениями (инструкциями, кодексами) на соответствующих видах транспорта (за исключением железнодорожного), которые действуют в подавляющем большинстве стран. Федеральные правила по ядерной и радиационной безопасности при перевозках РМ на всех видах транспорта также практически полностью соответствуют общепринятым в мире рекомендациям МАГАТЭ, изложенным в Правилах МАГАТЭ (SSR-6) по перевозкам РМ. В то же время мы не отказались и от режима специальных перевозок ядерных материалов, упомянутого в начале.
В отношении структуры управления и организации перевозок начата ее реформа. Ранее было принято, что на каждом предприятии Госкорпорации есть цех или отдел, который занимается транспортировкой РМ. Но с течением времени и с формированием Госкорпорации «Росатом» в её нынешнем виде, ряд предприятий, в первую очередь входящие в контур Топливной компании «ТВЭЛ», приняли решение о разделении своих структур на профильную и непрофильную деятельности. И к непрофильной деятельности для отдельных предприятий было отнесено и транспортирование. В рамках реформы все транспортные активы собираются в единую систему управления для более рациональной организации и осуществления перевозок, включая и более эффективное использование транспортных средств и логистики в целом. Оптимальная логистика такой деятельности позволяет снизить расходы, но это потребовало организации объединённой схемы.
В связи с этим была создана программа и подготовлена «дорожная карта» по оптимизации транспортной деятельности. Эта программа очень активно заработала два года назад. Мы практически приступили к активной фазе создания филиальной сети «Атомспецтранс». На нынешнем этапе это интегрирующая компания по объединению и созданию логистики. Первопроходцем явился Сибирский филиал, созданный на базе СХК. Деятельность по организации этих филиалов была спланирована в зависимости от частоты перевозок – в каком регионе больше предприятий и перевозок, в том и формируется филиал. В конечном итоге у нас сформировался контур таких филиалов.
– О каких именно радиоактивных материалах идёт речь?
– Если говорить о функциях ГКО, то как я уже отмечал, речь идет о всех перевозках РМ в стране. Если говорить о реформе структуры управления перевозками в корпорации, то это касается в первую очередь перевозок ядерных материалов на всех этапах ядерного топливного цикла, начиная от перевозок руды, концентратов урана, гексафторида урана, свежего ядерного топлива (тепловыделяющих сборок для АЭС, атомных ледоколов и подводных лодок, исследовательских реакторов), соответствующего отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов.
– У вас имеется свой парк машин, или вы только вырабатываете требования к транспорту?
– Требования к транспорту и упаковочным комплектам с РМ определяются международными соглашениями, о которых говорили ранее, и соответствующими федеральными нормами и правилами, требованиями по режиму специальных перевозок, в разработке которых участвует наш департамент и департамент физической защиты. При этом требования по специальным перевозкам и используемым при таких перевозках автомобилям, железнодорожным вагонам согласовываются с МВД, ФСБ, Министерством обороны, МЧС. В отношении своего парка транспортных средств задача департамента и реформы оптимизировать и при необходимости дооснастить его в соответствии с требованиями физической защиты. Этим непосредственно занимается АО «Атомспецтранс».
– Осуществляет ли ваш департамент взаимодействие с аналогичными органами других государств?
– Как ГКО мы взаимодействуем в рамках МАГАТЭ в той или иной мере практически со всеми ГКО (или аналогичными структурами) других государств-членов Агентства. Представители департамента являются членами постоянного комитета МАГАТЭ по нормам безопасности перевозок РМ (TRANSSC) и постоянной консультативной группы МАГАТЭ по аварийной готовности и реагированию (EPREG). Также налажено постоянное двухстороннее сотрудничество с соответствующим органами (ГКО) Франции, Финляндии, США (в части физической защиты при перевозках ядерных материалов).
Мы взаимодействуем со скандинавскими странами по трансграничному переносу радиоактивных веществ в случае ядерной аварии, есть четырёхсторонняя договоренность по такому взаимодействию. В том числе особенно со Швецией наши отношения очень продвинулись вперёд в плане взаимного обмена информацией.
В 2015 году произошло уникальное событие – на 60-й генеральной конференции МАГАТЭ был подписан протокол между Госкорпорацией «Росатом» и Государственным управлением Норвегии по ядерной и радиационной безопасности. Для Норвегии это было долгожданное событие, т.к. они очень чувствительны в области экологических проблем и воздействия на окружающую среду, и готовы тратить большие средства для того, чтобы в этом отношении всё обстояло благополучно.
Следующими активность проявили представители Финляндии. При этом следует отметить, что если у Норвегии нет АЭС, то у Финляндии есть действующие АЭС и мы планируем построить еще одну, поэтому они тоже заинтересованы в практических мерах по разработке протокола о взаимодействии. Теперь на очереди протокол со Швецией.
Но взаимодействие не сводится только к подписанию протокола. Мы имеем план совместной работы, в котором заложены семинарские мероприятия в каждой стране. В 2016 году мы провели семинары в Швеции, Финляндии и в Норвегии. Они оказались очень полезными, т.к. идёт обмен опытом в аварийных ситуациях, особенно по части связи с общественностью, что сейчас интересует всех – важное значение имеет не только план противоаварийных мероприятий, но и то, как подготовить общественность и преодолеть панику и агрессию. Эти вопросы мы обсуждаем на семинарах.
В 2017 году будет проведено два семинара в России. Один из них в ИБРАЭ РАН, второй – на базе Нововоронежского филиала Аварийно-технического центра. Это развитие четырёхстороннего взаимодействия позволяет нам хорошо понимать друг друга, и в случае аварийных ситуаций мы имеем уже проверенные каналы. Также ведётся соответствующая работа с Арменией и Белоруссией.
– Что вы можете назвать вашим основным достижением?
– В части реализации функций ГКО в качестве основных достижений следует отметить, что не только действующие в стране требования по безопасности перевозок полностью соответствуют принятым международным соглашениям и рекомендациям МАГАТЭ, но и система экспертизы, сертификации и контроля используемых упаковочных комплектов (как основного элемента безопасности перевозок РМ), а также самих условий перевозок соответствует аналогичным системам, принятым в развитых странах.
В части непосредственного обеспечения безопасности безусловным достижением является то, что за несколько десятков лет работы по организации и осуществлению перевозок ядерных и других РМ не было ни одного нарушения, в результате которого было бы недопустимое аварийное радиологическое воздействие на персонал или население. Следует отметить, что аналогичный рекорд безопасности имеет место и в других странах, что свидетельствует об эффективности международных требований в этой области. Но в отношении нашей страны следует отметить, что даже само количество нарушений, имевших место при перевозках РМ в стране, которых в принципе на транспорте не избежать, составляет единицы, а при перевозках в режиме специальных перевозок их практически нет. В то же время в других странах нарушения в среднем могут составлять до десятка и более в год. Рекорда безопасности, не побоюсь этого слова, нам удалось достигнуть за счёт чётко выстроенной системы подготовки и организации перевозок, эффективного взаимодействия с вовлеченными в перевозки организациями, в том числе и c федеральными органами, работающими в этом направлении, например, с Минтрансом России, ОАО «РЖД» и др.
– Какие у вас дальнейшие планы?
– Опять же, как и нашу деятельность в области перевозок РМ, так и наши планы можно разделить на 2 части. Первое, в рамках выполнения функций ГКО планы включают повышение эффективности экспертиз безопасности и сертификации. Также необходимо наладить полный учет всех перевозок РМ в стране, а не только перевозок РМ, осуществляемых организациями Госкорпорации в режиме специальных перевозок. В этом направлении также следует обеспечить полный учет всех нарушений при перевозках РМ, чтобы даже самые незначительные нарушения при перевозках (в том числе при перевозках РМ, используемых в медицине, промышленности, нефте- и газодобыче, сельском хозяйстве и др.) были зафиксированы, проанализированы и в необходимой степени учтены в дальнейшем, в том числе в регламентирующих требованиях.
Второе, по непосредственной организации и осуществлению перевозок ядерных материалов в Госкорпорации. Тут остаются те же два основных приоритета: все наши перевозки должны обеспечивать, во-первых, безопасность, а во-вторых – своевременную доставку с экономически оправданными затратами.
На это и направлена проводимая реформа структуры управления перевозками в Госкорпорации. Программа реформы предполагает полное и своевременное удовлетворение потребностей организаций отрасли в перевозках грузов с обеспечением безопасности и физической защиты транспортирования.