В настоящее время компания «Спецтехкомплект», занимающаяся производством и монтажом оборудования для ряда объектов атомной отрасли, участвует в работах по утилизации плавтехбазы «Лепсе», которая проходит на судоремонтном заводе (СРЗ) «Нерпа» в Мурманской области. Подробнее об этих работах на вопросы нашего корреспондента ответил Руководитель КБ2 компании «Спецтехкомплект» Сергей Васильев.
- Сергей Николаевич, какие работы компания «Спецтехкомплект» проводит в рамках утилизации плавтехбазы «Лепсе»?
- Наряду с выполнением работ по монтажу оборудования и наладке инженерных систем мы выполняем два контакта по изготовлению и монтажу грузоподъёмного оборудования для выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из плавтехбазы «Лепсе». Хочется подробно остановиться на данных вопросах.
Первый контракт – это изготовление специального крана ZBK-16/5 для здания «Укрытие», где предполагается разместить отсек с отработавшими тепловыделяющими сборками.
Второй контракт – это модернизация портального крана КПМ-32 (аббревиатура означает – кран портальный монтажный грузоподъёмностью 32 тонны).
Мы закончили работы с первым краном. В здании осуществлен монтаж крана и других систем, проведены испытания, и он полностью готов к работе. Второй кран находится на пирсе и должен обеспечивать перегрузку отработавшего ядерного топлива в суда «Серебрянка» и «Россита», предназначенные для транспортировки ОЯТ.
- В чём особенность кранов, которые Вы изготовили?
- Кран ZBK-16/5 был разработан на основе Технического задания с учетом требований НП-043-11, предъявляемых для кранов группы А. Группа А – это краны к которым предъявляются наиболее жесткие требования по безопасности проведения работ и техническому исполнению оборудования. Название крана означает его грузоподъёмность – 16 тонн при главном подъёме и 5 тонн при вспомогательном подъёме. Кран оборудован системой дистанционного управления и системой видеонаблюдения, что позволяет исключить вредное воздействие ионизирующего излучения на персонал при работе. Кран изготовлен специально для работы на объектах атомной отрасли даже не с радиоактивными, а именно с ядерными материалами, в т.ч. с ОЯТ вне защитных контейнеров.
Портальный кран КПМ-32-30-10,5 изготовленный в 1970 году имеет заводской номер 1, за годы эксплуатации неоднократно выводился из эксплуатации, ограничивался по грузоподъемности и на момент начала производства работ около трех лет не был в эксплуатации. Последняя техническая экспертиза выявила ряд недостатков в механизмах, металлоконструкциях и электрооборудовании. Некоторые основные узлы, например, двигатели передвижения, редукторы передвижения отсутствовали вовсе.
Для проведения ядерно-опасных работ его было необходимо привести в соответствие с требованиями существующих нормативных документов. А плавтехбаза «Лепсе» относится именно к ядерно-опасным объектам. Было проведено обследование крана и принято решение о необходимости его модернизации. Был проведён тендер на эти работы, и компания «Спецтехкомплект» его выиграла.
Важным моментом при производстве работ является то, что некоторые узлы кинематической схемы (редуктора, тормозные шкивы, элементы ведущих колес системы передвижения) больше не производились, то есть отсутствовала возможность приобретения новых единиц. Неисправные узлы были демонтированы и отремонтированы. Старая кабина имела критическое состояние металлоконструкций, органов управления и было принято решение на ее место установить новую, которая обеспечивает более комфортные условия. Органы управления, контроль грузоподъемности и вылета стрелы позволяют крановщику полностью контролировать безопасное выполнение операций.
- В какой стадии сейчас находятся работы по модернизации крана?
- Сейчас мы успешно прошли приёмочные испытания оборудования, и кран полностью готов. Далее владелец крана – СРЗ «Нерпа» должен этот модернизированный кран поставить на учёт в Ростехнадзоре с целью получения права на его эксплуатацию. Ростехнадзор, как независимый государственный орган, должен установить, может ли оборудование быть использовано на конкретном объекте и отвечает ли оно принятым государственным стандартам и требованиям нормативных документов.
- Какой гарантийный срок работы у этих кранов?
- Минимальный срок эксплуатации крана – 10 лет, гарантийный срок – 2 года. В течение этого срока мы в случае отказов будем осуществлять ремонт и в течение кратчайшего срока устранять дефекты. Но случаев отказа нашего оборудования в течение гарантийных сроков ни разу не было (за исключением случаев ошибочных действий эксплуатирующего персонала), и, полагаю, в дальнейшем не будет, т.к. мы всегда строго проверяем и поставщиков, и готовое изделие на соответствие всем нормам, касающимся изготовления сложного оборудования для атомной отрасли.
- Как Вы оцениваете результаты проведённой работы?
- Мы выиграли тендеры, потому что у нас есть квалифицированный персонал, опыт работ в этой области, у нас есть лицензии на производство оборудование для работы, как с радиоактивными, так и ядерными материалами. Эти краны необходимы для выгрузки именно ядерных материалов, в данном случае ОЯТ. Наши работы обеспечили дальнейший ход подготовки выгрузки. Мы строго соблюдаем установленные сроки выполнения работ предусмотренные заказчиком (ФЦЯРБ), никаких претензий со стороны заказчика нет.
Этими работами мы каждый раз подтверждаем свой профессиональный уровень, нарабатываем опыт и авторитет. Теперь и другие организации выходят на нас с предложениями о сотрудничестве, по части как изготовления специальных кранов, так и их установки на объекты атомной отрасли. В наше время существует не так много организаций, которые способны создать кран, который бы в полном объёме отвечал требованиям для кранов группы «А» по НП-043 (предназначенных для работы с ядерными материалами).
Беседу вела Алёна Яковлева