В ОАО «ПО «Электрохимический завод» завершился очередной визит комиссии Министерства энергетики США в рамках программы «транспарентности» – наблюдательной деятельности за исполнением Межправительственного соглашения «ВОУ – НОУ». На сей раз программа «транспарентщиков» отличалась от предыдущих плановых посещений ЭХЗ. О своем визите, а также о развитии атомной отрасли в США нам рассказал руководитель американской делегации, инженер Даглас Лич.
- Даглас, в чем отличие нынешнего посещения от прежних визитов в рамках программы «ВОУ – НОУ»?
- Наша делегация приехала в составе шести человек. Как и прежде, мы наблюдали за исполнением Межправительственного соглашения между Россией и США, подписанного в феврале 1993 года, о переработке российского высокообогащенного урана (ВОУ), извлеченного из наработанного ядерного оружия, в низкообогащенный уран (НОУ). Наша наблюдательная деятельность призвана обеспечить уверенность американского правительства в том, что российская сторона, в данном случае ОАО «ПО «ЭХЗ», извлекает уран из ядерного оружия и смешивает его. В результате получается энергетический уран, который США закупают для последующего производства топлива для АЭС. Однако в этот раз наш визит имел двойную цель. Помимо того, что мы отслеживали каждый шаг в процессе переработки урана, мы также проводили профилактические работы в системе контроля на установке смешивания ВОУ-НОУ в химическом цехе ЭХЗ.
- Как вы оцениваете свою работу? Все ли удалось сделать?
- Мы очень довольны результатами нашего визита, как по наблюдательной деятельности, так и по результатам проведенных плановых профилактических работ. Мы сделали все, что было запланировано. В августе мы приедем к вам снова.
- У российского правительства большие планы по развитию ядерной энергетики и строительству атомных объектов. Какова ситуация в Америке?
- В течение многих лет наша общественность возражала против развития атомной промышленности. Но поскольку сейчас люди видят, что растет глобальное потепление климата, они понимают, что надо искать и развивать другие источники энергии, в том числе и возобновляемые. Все больше американцев понимают, что нужно развивать атомную отрасль, дающей «чистую» энергию – без токсических выбросов. И, конечно, ядерную энергетику надо развивать, чтобы сократить нашу зависимость от зарубежной нефти.
- И что сейчас выходит на первый план – вы будете строить атомные реакторы известных конструкций или работать над совершенно новыми их типами?
- Я думаю, что у нас в обозримом будущем будут строить так называемые модульные реакторы – реакторы на легкой воде. Это не новые виды, а существующие типы, с большой степенью мер безопасности.
- Когда вы приезжаете домой, родные вас расспрашивают, как там в Сибири?
- Еще бы! Сам я живу в Калифорнии в небольшом городишке недалеко от Сан-Франциско. Все мои родные и друзья думают, что в Сибири дикие морозы круглый год. Поэтому я постоянно фотографирую вашу природу и достопримечательности. Когда приезжаю домой, показываю фото – ваши горы, леса и зелень вокруг. Все, конечно, с трудом верят, что это Сибирь.
- Чем вам запомнился этот визит?
- Так как мы приехали на две недели вместо обычно одной – нам выпали и профилактические работы, и проведение измерений, – у нас появилась уникальная возможность провести выходные в Красноярске. Что мы и сделали. Мы остановились в гостинице «Уют», гуляли по центру города, потом взяли напрокат велосипеды и покатались по острову Татышеву, затем ездили на катере до Дивногорска, посмотрели ГЭС. Красотой Енисея я потрясен до сих пор.
Елена АЛЕКСАНДРОВА, Михаил БЕРБА