ПО «Маяк» разрабатывает и внедряет новые производственные и экологические технологии, попутно справляясь с последствиями реализации первого атомного проекта 40-50-х годов прошлого века. Переработка отработавшего ядерного топлива, безопасная эксплуатация теченского каскада водоемов, консервация озера Карачай – задачи, актуальные для предприятия. так стоит ли, говоря сегодня о «маяке», продолжать ассоциировать его с экологической угрозой? Об этом – в интервью генерального директора ФГУП «ПО «Маяк» Сергея БАРАНОВА.
– Сергей Васильевич, к деятельности ПО «Маяк» у жителей Челябинской области двойственное отношение. С одной стороны – это флагман отечественной, да и мировой атомной промышленности, средоточие научной мысли, интеллектуальной элиты страны, новейших технологий. С другой – у многих людей после известных событий 1957 года сильны опасения по поводу экологической безопасности предприятия...
– Да, и мы это учитываем. Сейчас нам приходится работать по двум направлениям. Первое – это усиление экологической безопасности, ввод в эксплуатацию новых объектов, которые позволят утилизировать и хранить радиоактивные отходы без какого бы то ни было вреда для окружающей среды. Второе – это информационная открытость, если можно так сказать, честность перед обществом, когда обсуждаются новые проекты, обнародуются данные экологического мониторинга и новости о комбинате может узнать не только тот, кому это «положено» по должности, а любой житель страны.
Корни настороженного отношения к атомной промышленности – в том информационном перекосе, который существовал в предыдущие десятилетия. Сначала тотальная секретность, когда об аварии 1957 года широко стало известно лишь в 1989 году – через 32 года! Потом информационные атаки: либерализация политической системы СССР повлекла за собой создание новых неформальных общественных объединений. Некоторым из них принадлежит заслуга в представлении ПО «Маяк» в массовом сознании как источника зла и многих бед населения региона.
Информация, распространявшаяся этими организациями, была зачастую недостоверной, в ряде случаев она черпалась из ненадежных источников, значительно искажалось истинное положение дел, масштабы и последствия радиационных аварий и инцидентов. Практически полностью игнорировались не только мнение ученых и специалистов, но и сама возможность получения от них объективной информации. Естественно, что в период изменения идеологических установок и переоценки человеческих ценностей неизвестная ранее, а порой и сенсационная информация нашла своего потребителя.
Для нормальной работы необходимо было изменить созданный в начале 1990-х годов негативный имидж комбината, разорвать навязанную обществу логическую связку ПО «Маяк» – экологические проблемы», показать, что его деятельность объективно нужна области. Этим и занимается Информационный центр предприятия. Он организует активное освещение деятельности «Маяка» в СМИ
– телевизионные съемки, газетные и интернет-материалы, а также экскурсии на производство, конференции и круглые столы.
У людей, лично побывавших на «Маяке», своими глазами увидевших процесс обращения с отработавшим ядерным топливом, меняется отношение и к комбинату, и к ядерной промышленности в целом. На смену настороженности, а порой и откровенной неприязни, приходит понимание важности проблем, которые решает предприятие.
Другой пример: Информационный центр ПО «Маяк» проводит общественные обсуждения проектов ввоза отработавшего ядерного топлива из других стран. Так, в 2007 году представители общественности поддержали проекты ввоза ОЯТ из Чехии, Сербии, Латвии, Казахстана, Венгрии, Болгарии. В 2008 году был одобрен проект по расширению производственного здания, чтобы разместить новую электропечь для остекловывания отходов. В 2009 году общественность поддержала проекты ввоза ОЯТ из Украины, Румынии, Ливии и Польши. За счет валютных средств, поступающих от этих внешнеторговых операций, финансируются и экологические программы комбината. Кроме того, средства направляются на финансирование специальных экологических программ – на улучшение экологической ситуации на территории Челябинской области и обеспечение долгосрочной радиоэкологической безопасности региона.
– Так вы преодолеваете негативные информационные последствия. А как преодолеваются последствия экологические? На прошедшем в ноябре в Челябинске региональном форуме-диалоге «Атомные производства, общество, безопасность» Вы выступили с докладом об обеспечении радиоэкологической безопасности в районе расположения комбината. Что сейчас делается в этом направлении?
– Нам приходится разбираться с основными вопросами так называемого «ядерного наследия» – комплекса проблем, обусловленных несовершенством существовавших в прошлом технологий обращения с ядерными отходами.
Современная радиационная обстановка в районе предприятия сформировалась в 50-60-х годах. Тогда изза чрезвычайно высоких темпов развития атомной промышленности, строительства новых объектов, недостаточного опыта и беспрецедентно быстрого освоения уникальных для того времени технологий не удалось избежать ряда серьезных инцидентов. Это сброс отходов радиохимического производства в реку Течу в 1949-1956 годах, выброс в атмосферу радионуклидов в 1957 году, вынос донных отложений с обнажившихся берегов озера Карачая в 1967 году.
В настоящее время ПО «Маяк» не производит сбросов жидких радиоактивных отходов в открытую гидрографическую сеть. Однако в соответствии с существующей технологической схемой часть их направляется на хранение в изолированные от открытой гидрографической системы специальные промышленные водоемы. На предприятии сформулирована концепция безопасного обращения с образующимися в процессе деятельности жидкими радиоактивными отходами, предусматривающая прекращение использования промышленных водоемов к 2018 году.
Эксплуатация таких водоемов регламентируется специальными санитарными правилами и ограничениями на сброс, установленными федеральными органами санитарного надзора. За последние восемь лет превышения этих ограничений не было. Радиационная обстановка и объемная активность радионуклидов в водоемах оставались стабильными, даже с тенденцией к снижению уровня загрязнения.
Надо понимать, что сейчас наука и технологии шагнули вперед несоизмеримо далеко. Кроме того, обеспечение безопасных условий хранения и захоронения радиоактивных отходов – один из приоритетных вопросов в государственном масштабе. На это выделяются серьезные средства, и спрос за результат тоже серьезный. Основные – уже выполненные и еще только планируемые – работы, практические и научноисследовательские, по совершенствованию системы обращения с жидкими радиоактивными отходами реализуются в рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».
Ведутся работы по расширению действующего с 1987 года производства остекловывания высокоактивных отходов. Через три года, в 2013 году, в эксплуатацию будет введена новая электропечь.
Сейчас полным ходом идет сооружение установки по очистке вод спецканализации химико-металлургического производства. Она будет запущена в 2012 году. После пуска установки в эксплуатацию завод с полным правом можно будет классифицировать как современное экологически безопасное производство. С целью прекращения сбросов также разработан и реализуется проект создания комплекса цементирования – от упарки перерабатываемых растворов до их цементирования и захоронения по технологии «налива» в бетонные отсеки. Лицензия Ростехнадзора на сооружение комплекса уже получена, строительные работы ведутся. Когда комплекс будет введен в эксплуатацию (это произойдет в 2013 году) сброс отходов в промышленный водоем Карачай прекратится окончательно. А уже в 2015 году водоем должен быть законсервирован. С помощью засыпки скальным грунтом и бетонными блоками акваторию закроют, а прилегающую территорию рекультивируют.
– С Карачаем понятно. А как решается другая проблема, несколько лет назад наделавшая много шуму и бывшая настоящей «страшилкой» экологических правозащитников – проблема роста уровня воды в Теченском каскаде водоемов?
– В этом году, в соответствии с упомянутой федеральной целевой программой, была введена в эксплуатацию первая очередь общесплавной канализации. Она позволяет отвести от Теченского каскада водоемов 3,5 млн м3 хозбытовой воды в год. Разработан проект второй очереди, которая будет запущена к 2015 году и позволит отводить еще 1,5 млн м3. Комплекс общесплавной канализации – крупный экологический проект, направленный на разделение и регулирование водных потоков комбината. В его состав входят сеть трубопроводов, насосные станции и очистные сооружения. Работа комплекса позволяет стабилизировать уровень воды в водоемах и существенно повысить безопасность их эксплуатации.
Особое внимание уделяется состоянию конечной плотины каскада, которая сдерживает все не выведенные из общей водной системы избыточные объемы воды. За прошедшие три года мы полностью завершили отсыпку плотины скальным грунтом, а также запустили современную систему мониторинга ее состояния. В настоящий момент, по мнению экспертов, устойчивость плотины П-11 к любым внешним и внутренним воздействиям не вызывает сомнений и соответствует требованиям надежности, предъявляемым к данной категории сооружений.
– А как вы мониторите состояние радиоэкологической безопасности в районе расположения предприятия? Проще говоря, можно ли пить молоко от коров, пасущихся в окрестностях, и есть рыбу из близлежащих озер?
– Безопасность населения, проживающего вблизи комбината, – одна из наших первостепенных задач. В рамках программы контроля в зоне влияния ПО «Маяк» постоянно ведется мониторинг содержания радиоактивных и химических веществ в атмосферном воздухе, почве, растительности и пищевых продуктах. Работает свыше 120 стационарных пунктов контроля.
Мониторинг водных объектов включает контроль сбросов и состояния рек, озер и подземных вод, осуществляемый с помощью периодического отбора проб из наблюдательных скважин. Сеть включает в себя более 450 таких скважин.
Автоматическая система контроля радиационной обстановки предприятия включает в себя 31 пункт контроля. Она позволяет оперативно отслеживать радиационные и метеорологические параметры как в жилом секторе, так и на промышленной площадке. Данные передаются на центральный пост в автоматическом режиме. Стоит отметить, что санитарно-гигиенические нормативы по загрязнению соблюдаются без превышения для всех населенных пунктов.
Контроль загрязнения сельскохозяйственной продукции проводится совместно с Роспотребнадзором. Проверяются основные местные продукты питания: молоко, картофель, мясо, рыба. Загрязнение молока проверяется два раза в год – зимой, в стойловый период, и летом, в пастбищный, картофеля – осенью, во время сбора урожая. Кроме того, берутся пробы растительности с пастбищных участков в окрестностях населенных пунктов.
По результатам этих проверок можно утверждать: удельная активность стронция и цезия во всех основных продуктах питания местного производства значительно меньше показателей, регламентируемых санитарными нормами. А это значит, что текущая деятельность предприятия практически не оказывает негативного воздействия на окружающую природную среду.
Так что парного молока от местных коров, свежих огурцов с грядки и только что выловленной рыбы – всего этого мы себя не лишаем. Точно так же, как и семейного отдыха на озерах. Здесь живем мы, живут наши дети и внуки, поэтому в ПО «Маяк» к окружающей среде относятся по-хозяйски бережно.
Беседу вела Алена Яковлева