В октябре 2015 года для первой Белорусской АЭС отгружен изготовленный на заводе "Атоммаш" корпус атомного реактора. Сейчас на "Атоммаше" ведется работа над созданием корпуса для новейшего атомного реактора со сроком эксплуатации 100 лет. Волгодонский филиал компании "АЭМ-технологии" наращивает объемы производства и занимает лидерские позиции не только среди машиностроительных предприятий южного региона, но и во всей стране. О том, как удалось добиться такого прорыва, рассказывает Игорь Котов, генеральный директор ведущей российской компании "АЭМ-технологии", производящей оборудование для атомных электростанций.
Как и почему появилась компания "АЭМ-технологии"?
Игорь Котов: Несколько лет назад монопольное положение некоторых производителей оборудования для АЭС позволяло им диктовать условия поставки и назначать цены по собственному усмотрению. Тогда в государственной корпорации Росатом было принято решение о создании конкурентоспособного поставщика такого важнейшего оборудования, как корпусное оборудование энергетической установки. Был образован машиностроительный дивизион госкорпорации, в который вошли машиностроительные предприятия, проектные институты и научные центры. В структуре дивизиона создана инжиниринговая компания "АЭМ-технологии", перед которой была поставлена задача наладить выпуск корпусного оборудования АЭС. Первым производственным активом компании стало петрозаводское предприятие "Петрозаводскмаш". Производственные мощности завода "Петрозаводскмаш" были на тот момент достаточно неплохо укомплектованы механообрабатывающим и сварочным оборудованием, к тому же завод имел опыт изготовления сосудов для нефтехимической промышленности, которые во многом схожи с корпусным оборудованием для АЭС, а также контейнеров для транспортировки и хранения отработавшего ядерного топлива. То есть в отрасли это предприятие не было новичком. Поэтому за относительно небольшой срок предприятию удалось освоить производство широкой номенклатуры так называемого длинноциклового оборудования. Когда же появилась возможность вернуть "Атоммаш" в атомную отрасль, это стало приоритетной задачей для государственной корпорации Росатом. Учитывая большое количество проектов строительства АЭС в России и за рубежом, госкорпорации необходимо было нарастить собственные производственные мощности для изготовления основного корпусного оборудования АЭС.
Почему волгодонскому предприятию отводилась такая важная роль?
Игорь Котов: Как известно, "Атоммаш" проектировался и строился в 70-е годы прошлого века, чтобы стать основным поставщиком оборудования для атомных станций. Предполагалось, что здесь будет налажен выпуск до восьми комплектов оборудования ежегодно. Но после чернобыльской аварии, а затем после развала Советского Союза и приватизации предприятию пришлось пережить сложные времена. Несмотря на это, здесь удалось сохранить основные производственные мощности, оборудование для изготовления изделий АЭС и костяк трудового коллектива. Цикл изготовления корпуса реактора - более 700 дней! И три года спустя после того, как "Атоммаш" вошел в машиностроительный дивизион Росатома, из ворот предприятия выехал корпус атомного реактора для Белорусской АЭС, изготовленный в соответствии с требованиями к качеству такого изделия и в контрактные сроки. Более того, на "Атоммаше" удалось восстановить производство парогенераторов в сборе. Это не менее ответственные и сложные изделия. Два парогенератора для Ростовской АЭС уже изготовлены и сданы заказчику. До конца года будет закончена комплектная поставка. Это действительно рекордные сроки. Сегодня Волгодонский филиал компании "АЭМ-технологии" становится основным поставщиком всего крупного корпусного оборудования. Но и "Петрозаводскмаш" остается производителем ключевого оборудования АЭС.
"Атоммаш" выпускает продукцию не только для АЭС. Какова доля непрофильных продуктов?
Игорь Котов: Доля продукции неатомного направления в общем портфеле заказов компании и сейчас достигает 30 процентов, и в наших целях эту долю только наращивать. На сегодня оба филиала производят различные сосуды для хранения и переработки углеводородов. Кроме того, специализируется на изготовлении крупных металлоконструкций. К примеру, не так давно "Атоммаш" изготовил и отгрузил заказчику детали портального крана, длина одной стрелы которого - 58 метров, а вес - 80 тонн. Размеры производственных корпусов "Атоммаша" и высота его пролетов позволяют изготавливать такие крупные детали. Сейчас в производстве еще один подобный кран.
За счет чего удалось сохранить конкурентоспособность завода и какие вложения потребовались для того, чтобы возобновить производство на "Атоммаше"?
Игорь Котов: На сегодняшний день контрактация компании "АЭМ-технологии" составляет 67 миллиардов рублей. Значительную часть этой контрактации составляют экспортные договоры. Это говорит о высокой конкурентоспособности российских атомных технологий вообще и конкурентоспособности компании "АЭМ-технологии" в частности. Если говорить об "Атоммаше", то необходимо отметить, что завод строился как специализированное предприятие для изготовления основного оборудования для атомных станций с учетом накопленного в отрасли опыта. Здесь было смонтировано уникальное механообрабатывающее, сварочное и термическое оборудование. Поэтому потребовались относительно небольшие инвестиции, чтобы быстро возобновить производство оборудования для АЭС. С 2012 года в "Атоммаш" было инвестировано без малого три миллиарда рублей. Сегодня "Атоммаш" - это современное производство, система менеджмента качества которого отвечает как российским, так и зарубежным требованиям. Разработана дальнейшая программа модернизации ключевого оборудования, которую мы готовимся защищать перед руководством госкорпорации.
Какова "ядерная концепция" России? Есть ли у вас четкое понимание того, какие государственные заказы будут поступать в ближайшие годы?
Игорь Котов: Существует программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", разработанная государственной корпорацией Росатом и утвержденная правительством Российской Федерации, рассчитанная до 2020 года. Главные задачи программы - развитие атомной электрогенерации и расширение международной интеграции, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, укрепление инновационного потенциала дальнейшего развития российских ядерных технологий и расширение сферы их использования, сохранение статуса ядерной державы и обеспечение геополитических интересов страны.
Этой программой предусмотрен ввод в эксплуатацию новых типовых серийных энергоблоков атомных электростанций с темпом ввода мощностей в среднем не менее одного ГВт в год. Это дает нам четкое понимание, какие заказы мы будем получать в ближайшее время. Существование этой программы говорит о тех приоритетах, которых придерживается наше государство в развитии собственной энергосистемы. И этому есть объяснение. Технология ВВЭР доказала свою надежность и безопасность, наработав до 900 реакторолет безаварийной эксплуатации. В настоящее время разрабатывается проект реакторной установки нового поколения с реактором ВВЭР-ТОИ (типовой оптимизированный и информатизированный) мощностью 1300 МВт. Важным отличием этого реактора станет применение увеличенной обечайки активной зоны, что позволит уменьшить количество сварных соединений при изготовлении корпуса реактора, а значит, значительно повысить безопасность и срок эксплуатации реакторной установки. Срок эксплуатации реакторной установки с таким реактором будет достигать 100 лет (сегодня срок эксплуатации реактора составляет 60 лет). Наша компания уже готова к реализации данного проекта. В России он будет впервые реализован при строительстве третьей очереди Курской АЭС.
Какова география проектов, реализуемых сейчас госкорпорацией Росатом за пределами России?
Игорь Котов: География их достаточно разнообразна: Индия, Иран, Египет, Иордания, Венгрия, Финляндия. Причем, заметьте, что все эти очень разные страны выбирают именно российскую технологию.
В атомной энергетике на данный момент существует, наверное, одна главная проблема - отработавшее ядерное топливо. Пока мы научились только безопасно его хранить. Наша компания, в том числе, предлагает свои достаточно эффективные решения этого вопроса. Но жизнь не стоит на месте. В отрасли ведется разработка ядерных технологий нового поколения, в частности, реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом, обеспечивающих потребности страны в энергоресурсах и позволяющих более эффективно использовать природный уран и отработавшее ядерное топливо. Буквально на днях произошел энергетический пуск реактора БН-800 на четвертом блоке Белоярской АЭС. Так что и эта проблема, я думаю, будет решена.
Не изменились ли из-за внешнеполитической обстановки планы по производству ядерного острова для АЭС "Аккую" в Турции?
Игорь Котов: Работы над проектом "Аккую" на сегодняшний день ведутся в соответствии с договорными обязательствами. Как я уже сказал, у Росатома имеется значительный объем зарубежных заказов. Есть также и новые блоки внутри России. Поэтому, независимо от дальнейшего развития ситуации, мы уверены в востребованности оборудования, которое мы производим.