Мы открываем серию публикаций, посвященных отраслевым ЗАТО и пристанционным городам. Первый материал — интервью с мэром Зеленогорска Павлом Корчашкиным.
— Вы самый молодой мэр в Красноярском крае: избраны в 2014 году, когда вам было 39. Опыт, приобретенный на посту полпреда губернатора, помог сразу начать массированную работу на всех участках?
— Если сравнивать мои представления о том, что нужно было сделать в первую очередь, и то, как все получилось,— совпало процентов на пятьдесят. Выстраивание отношений с сотрудниками администрации, формирование команды заняли больше времени, чем я предполагал.
Немного разобравшись на месте, поехал в другие города, повез с собой специалистов. Вместе мы искали то полезное, что можно и нужно взять из управленческих практик. У главы Новоуральска Владимира Мошкова скопировал селекторные совещания по понедельникам. Работаю так уже два года, ничего не меняю. У Григория Шамина из Северска — объезд территорий: он каждое утро сажает своих специалистов в автобус, и они едут по новому маршруту, проверяя, как работает городское хозяйство. В атомных городах готовы делиться опытом.
Общественная палата у нас заработала, правда, недавно совсем — всего полгода назад. В начале мая провели гражданский форум — тоже наша идея. У нас 18 общественных организаций работает, о большинстве зеленогорцы впервые услышали на форуме.
— Вы уже хорошо знаете Зеленогорск. Чем нравится город, чем огорчил, в чем его отличие от других?
— Зеленогорск я не просто знаю — для меня он стал родным. По ряду показателей это лучший город в крае. Это совершенно европейский город с работающей системой городского хозяйства. У нас 10 муниципальных предприятий — в соседнем Бородине ни одного. Зеленогорск — единственный город в крае с собственными электросетями. Даже Железногорск свои отдал, а мы сохранили.
Люди в большей степени считают себя жителями страны Росатом, а не Красноярского края. Как будто они по-прежнему живут в Красноярске-45. Хотя система управления муниципалитетом претерпела значительные изменения. Это проблема и управления, и психологического комфорта.
— Какое влияние оказывает на развитие города статус ЗАТО? Чего больше — плюсов или минусов?
— Как мэр я за то, чтобы «колючку» оставить. Статус закрытого города обеспечивает безопасность. Преступления раскрывают в тот же день, правонарушителя задерживают сразу. Да, это позволяет людям чувствовать себя защищенными. Защищает ЗАТО и местный бизнес — от конкуренции, от компаний-однодневок. Уровень образования очень высокий: из 30 губернаторских стипендий на 61 муниципальное образование в крае шесть у зеленогорцев.
Как горожанин… Это как вырасти в заповеднике. Все выезжают из города, все видят, но не все готовы признать, что в Зеленогорске лучше. Или вот — каждую неделю встречаюсь с трудовыми коллективами. Совершенно разных людей объединяет одно: им все равно, откуда что возьмется. Власть обязана обеспечить — и точка. Так было раньше, и так должно быть сейчас.
— И на мэра возлагаются особые надежды?
— Люди ждали: придет мэр и наведет порядок. Но мало кто считал, что нужно начать с себя. Город не убирался — нужно было заставить коммунальные службы это делать. По первому снегу я собрал в час ночи всех руководителей на въезде в город. Обсудили план действий, договорились. Через некоторое время снова поехал на кольцо. Там гололед. Звоню, спрашиваю: «Ну как? Подсыпано?» «Да-да, команда дана…» Через 15 минут я снова поднял всех: главу администрации, первого зама, начальника отдела городского хозяйства. Говорю: «Будем собираться в таком составе, пока вы не поймете, как надо работать».
Но трудно переломить ситуацию одномоментно. В этом году 9 мая выпал снег. Демонстрация начиналась в 9:15, я был на месте в 8:00. Снега по щиколотку. Так ничего и не расчистили. Люди шли с мокрыми ногами. Как это назвать?
Человеческая природа такова, что хорошее быстро забывается. Жаловались, что город не убран, не почищен, к остановкам невозможно подойти. Прошло две зимы — и порядок уже воспринимают как должное. Ситуация меняется, но постепенно, не так заметно. Я критически отношусь и к своей работе, и к деятельности администрации города. Вдохновляет, что, по результатам соцопросов, доверие к городской власти выросло.
— Что в ближайших планах?
— Нужно теснее взаимодействовать с общественными организациями, с активными горожанами. Этого хотят и власти, и общественники. Второе направление — внутридворовые проезды. Они были в плохом состоянии два года назад, а сейчас стали еще хуже. Проезды и дефицит рабочих мест — наши главные проблемы, как бы странно ни звучало это сочетание. Третье направление — территории опережающего развития.
Об этом проекте много говорили и будут говорить снова и снова. Благодаря льготам появятся новые предприятия, более серьезные, чем штучные инициативы, которые есть сейчас. Эти предприятия обеспечат серьезный рост занятости. В этом году ожидаем хороших новостей по ТОРам.
ЧЕГО ЖДУТ ОТ ТОСЭР
Сергей Филимонов
Гендиректор ЭХЗ, Зеленогорск
— В Красноярском крае больше нет городов с такими условиями для развития бизнеса, какие есть в Зеленогорске. У нас избыточная энергообеспеченность, развитая инфраструктура, кадровый резерв, есть свободные площади — все готово к приходу инвесторов, даже технопарк строить не нужно, поскольку все уже есть. Статус ТОСЭР предусматривает налоговые льготы — это значительный плюс для привлечения капитала со стороны. Уверен, как только город официально получит этот статус, дело сдвинется: появятся новые предприятия, а значит, новые рабочие места.
Сергей Проскурнин
Первый заместитель главы администрации Железногорска
— Мы разработали концепцию ТОСЭР в прошлом году. Она базируется на двух участках: промпарке и ремонтно-механическом заводе ГХК. Сейчас правительство Красноярского края проводит отбор резидентов промышленного парка — уже подано 12 заявок. Новые высокотехнологичные производства должны дать 2,5 тыс. рабочих мест — в масштабах города весомые цифры.
Марина Васильева
Заместитель генерального директора ЭХЗ по правовому обеспечению и корпоративному управлению, член совета депутатов, Зеленогорск
— Экономика Зеленогорска должна получить дополнительную точку опоры — помимо ЭХЗ и Красноярской ГРЭС-2. И нам нужно сделать это максимально быстро, чтобы не потерять золотой кадровый резерв и талантливую молодежь. Проект ТОСЭР даст новые возможности, задаст новый вектор развития города на долгую перспективу.
Владимир Мошков
Глава Новоуральского городского округа
— ЗАТО обладают завидным инвестиционным потенциалом: инфраструктура, квалифицированные кадры, высокая культура. ТОСЭР добавят к этому налоговые льготы для новых предприятий. Основной ожидаемый
нами эффект — создание новых производств и, соответственно, новых рабочих мест.
Сергей Жижин
Заместитель председателя городской думы Сарова
— Создание ТОСЭР выгодно всем: стране, области, городу, «Росатому». Рассчитываем, что резиденты нашей территории опережающего развития создадут в Сарове около 2 тыс. рабочих мест.