В Свердловской области находится единственная в мире атомная станция с реакторами на быстрых нейтронах - Белоярская АЭС. На площадке станции действуют два быстрых реактора - БН-600 и БН-800.
На сегодняшний день Россия является мировым лидером в области технологии, которая в будущем позволит значительно минимизировать радиоактивные отходы и расширить топливную базу атомной энергетики.
Об уникальных характеристиках, экспортном потенциале и новом ядерном топливе инновационных реакторов Белоярской АЭС в интервью ТАСС рассказал директор атомной станции Иван СИДОРОВ.
- В августе четвёртый энергоблок Белоярской БН-800 вышел на 100%-ную мощность. Когда он полноценно включится в энергосистему Урала?
- БН-800 отработал на номинальном уровне мощности более 15 суток, и это считается комплексным опробованием энергоблока после завершения всех испытаний.
Одновременно выполнена аттестация генерирующего оборудования - подтверждены проектные параметры электрической мощности, которые будут выдаваться в энергосистему Урала.
Это важное мероприятие, связанное с экономикой, которое на протяжении всего срока эксплуатации энергоблока позволит проводить правильное планирование выработки и реализации электроэнергии.
В настоящее время мы выполняем процедуры по получению заключения о соответствии энергоблока проектным характеристикам.
На БН-800 будет работать представительная комиссия Ростехнадзора, которая проверит и подтвердит соответствие результатов всех выполненных в процессе сооружения и пуска блока работ требованиям, установленным в проекте.
После этого госкорпорацией "Росатом" будет оформлено решение о сдаче энергоблока в промышленную эксплуатацию. Ориентировочно это будет конец октября.
- Как выработка электроэнергии БН-800 отразится на общих показателях выработки всей энергосистемы Урала?
- До конца года БН-800 должен выработать 3,5 миллиардов кВт×ч электроэнергии. Из них примерно 1,5 миллиарда кВт×ч уже выработано. Это только БН-800.
А в целом по Белоярской АЭС необходимо выработать более 7 миллиардов кВт×ч электроэнергии. На сегодняшний день выполнение станцией плана по выработке составляет 102,7%.
Если брать по Уральскому региону, то энергоблок №3 с реактором БН-600 вырабатывал порядка 8%. С вводом в промышленную эксплуатацию БН-800 это значение увеличится до 13%. Таким образом, Белоярская АЭС вносит приличный вклад в энерговыработку нашего региона.
- Реактор БН-800 уже на 25% работает на ядерном топливе будущего - МОКС. Когда вы рассчитываете окончательно перевести энергоблок на новое топливо?
К 2019 году мы должны полностью перевести активную зону реактора БН-800 на использование МОКС-топлива. Для изготовления топлива будет использоваться отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) реакторов на тепловых нейтронах типа РБМК и ВВЭР.
Таким образом, после 2019 года мы станем первым в мире реактором на быстрых нейтронах, который будет полностью работать на МОКС-топливе.
- В чём преимущество МОКС-топлива по сравнению с существующим?
- Если хранить ОЯТ, то оно будет иметь высокую активность сотни лет, а если хранить отходы переработки этого топлива, то через 100 лет они уже не будут радиоактивными. Так что вся проблема в том, как отходы превратить в доходы.
Одна из задач сооружения БН-800 - подтвердить и обосновать необходимость и возможность перехода к замкнутому топливному циклу.
Но необходимо учитывать, что в настоящий момент МОКС-топливо, изготовленное из ОЯТ, которое было накоплено после работы в тепловых реакторах, примерно в три раза дороже, чем обычное топливо. И технология на сегодняшний день ещё до конца не отработана.
Удешевлять стоимость производимого МОКС-топлива можно объёмами производства, но их пока нет - потребители только мы одни.
Можно удешевлять вложением денег, но для этого нужны объёмы. А эти объёмы появятся после сооружения мощных коммерческих энергоблоков БН-1200.
Стратегия развития российской ядерной энергетики определена, и в соответствии с данной стратегией эту технологию будут удешевлять, развивать и эксплуатировать.
- Насколько данная технология интересна зарубежным партнерам в плане экспорта?
- Замкнутый топливный цикл - это неизбежная перспектива существующей ядерной энергетики. Мы облучаем в реакторах ядерное топливо, а потом после облучения используем его повторно в МОКС-топливе, таким образом уменьшаем потребление дорогого урана-235, которого в природном уране содержится менее 1%.
Говорить о том, что эту технологию можно просто так передать зарубежным партнёрам, некорректно.
Реализация замкнутого топливного цикла - очень высокотехнологичный процесс, он требует не только больших научных знаний, но и наличия определённых современных технологий, в число которых входит ядерная энергетика на быстрых нейтронах.
Поэтому Росатом, когда строит, например, станцию в другой стране, параллельно занимается там наукой, обучением персонала и развитием технологий.
- Ранее замглавы "Росэнергоатома" Сергей Антипов рассказал, что новый БН-1200 появится именно на площадке Белоярской АЭС? А какие ещё площадки под сооружение БН-1200 рассматриваются?
- Два реактора БН-1200 построят на Урале: один в Заречном, другой на Южно-Уральской АЭС под Челябинском.
Это ещё не постановления о начале строительства, но места размещения определены. Это уже конкретный шаг вперёд.
В соответствии с постановлением, БН-1200 должен быть сооружен до 2030 года. Проект энергоблока БН-1200 подготовлен, и продолжаются работы по рабочей и конструкторской документации.
У каких стран сейчас есть возможности в строительстве реакторов на быстрых нейтронах и каковы экспортные перспективы реакторов БН-1200?
В первую очередь с нами тесно взаимодействуют французы. Потому что они имеют опыт создания и эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах - "Феникс" и "Суперфеникс".
Но у них были проблемы с обеспечением надёжной эксплуатации данного типа реакторов, и они вынуждены были их остановить, но технологией этой занимались и продолжают заниматься.
Натрий, который мы используем в нашем реакторе в качестве теплоносителя, мы закупаем во Франции, так как у них существует налаженное производство.
Кроме того, большой интерес к освоению быстрой ядерной энергетики проявляют Южная Корея, Япония, Индия. В настоящее время у Китая есть очень серьёзные амбиции в том, чтобы иметь настоящий коммерческий реактор на быстрых нейтронах - БН-1200.
- В сентябре на Белоярской АЭС ожидаются масштабные учения по безопасности с привлечением военных. Какие сценарии планируете отработать?
- Для проведения таких учений составляются сценарии различных аварийных ситуаций с наложением многих исходных событий и определяются действия по предотвращению негативных воздействий и ликвидации последствий.
Ближайшие учения, которые пройдут у нас в конце сентября, затронут оба действующих энергоблока и весь персонал станции.
Сценариев будет несколько. Один из них - землетрясение с полным обесточиванием энергоблоков в условиях ураганного ветра.
Какой сценарий будет выбран, пока не знаем, потому что это тренировка и необходимо иметь полную готовность к любым действиям.
В учениях будут задействованы сотрудники станции, МЧС, войска радиационной, химической и биологической защиты, различные организации, которые могут участвовать в ликвидации последствий. Всего предполагается порядка 800 человек, не считая сотрудников станции.
Все сценарии учений предполагают отработку действий как на площадке энергоблоков, так и в городе Заречном, в районе эвакуации персонала и населения.
- Какие меры безопасности были предусмотрены на станции за период после трагедии на АЭС "Фукусима-1" в Японии?
- На основании анализа последствий аварии на АЭС "Фукусима" все российские атомные станции провели дополнительные стресс-тесты на воздействие экстремальных внешних условий и приняли соответствующие меры безопасности, в том числе и Белоярская АЭС.
Была закуплена мобильная аварийная техника - дополнительные дизель-генераторы, независимые источники подачи воды, чтобы можно было обеспечить безопасность при таких глобальных авариях, как на Фукусиме.
Энергоблоки Белоярской АЭС готовы обеспечить безопасность при любых экстремальных внешних воздействиях, начиная с землетрясения магнитудой до 7 баллов (что на 1 балл выше максимально возможного на площадке) и заканчивая падением самолёта.
Беседовали Екатерина Щукина, Елизавета Царицына.