- Сколько стоит и где применяется, почему количество девяток в маркировке – не главное, что будет, когда отработают Далматовское месторождение?
- Скандий – идея для России не новая. Первые опыты добычи этого металла проводились еще в Советском Союзе, например БТМК (ныне АО "Ависма") на опытном участке производила скандий из продуктов переработки ильменитовых концентратов, но процесс оказался технологически сложным и до производства дело не дошло.
В 2014 году АО "Далур" (входит в контур управления Уранового холдинга "АРМЗ"/Горнорудный дивизион Госкорпорации "Росатом") совместно с учеными из УрФУ – единственным высшим учебным заведением с кафедрой "редкоземов" еще раз подошли к вопросу. Технология попутного извлечения легла на бумагу, были получены опытные образцы и патент на уникальную разработку по добыче ценного металла из отработанных урановых растворов.
В 2016 перешли к опытно-промышленному этапу. Никто в мире такого не делал! После отладки технологии сегодня предприятие выпускает около 50 кг чистого оксида скандия в месяц. Это настоящий успех не только для атомпрома, но и для всей редкоземельной промышленности России.
Урановый холдинг "АРМЗ" – единственная отечественная компания, которая выходит на рынок с 1000 кг оксида скандия в год и занимает значительную долю мирового рынка. Впрочем, проектная мощность открывает и более широкие горизонты. Это первый успешный в мировой практике опыт промышленной добычи скандия из уранового сырья.
Более подробно о производстве скандия рассказывает эксперт Максим Щелконогов, который в 2017 году вошел в рабочую группу по проекту "скандий".
- Давайте разберемся с девятками. АО "Далур" выпускает продукт с так называемой маркировкой "3 девятки", то есть чистотой 99, 9%. Но ведь "4 девятки" стоят дороже. Над этим вы работаете сегодня?
- 3 девятки или 4 девятки – по большому счету это не имеет значения. Сегодня 95 % рынка ориентировано на покупку оксидов для дальнейших переделов. Наш оксид чистотой 99,9 % – это по сути сырье для покупателя. Вопрос в примесях, если хотя бы один из 14 анализируемых примесных элементов "выпадает", то это брак. Свойства такого металла меняются и не представляют интереса для заказчика.
- Кстати о свойствах. В чем их уникальность?
- Скандий редко используется в чистом виде, в основном в сплавах и смесях. Он придает им прочность, а значит и легкость готовым изделиям. Представьте, велосипед, изготовленный из обычного алюминиевого сплава, и такой же только с добавлением скандия. Последний будет весить в 2 раза меньше. Но никто не делает "скандиевый велосипед", потому что это космически дорого. Производство скандия – очень трудоемкий и соответственно дорогой процесс, его производные мы едва ли можем встретить в быту. А вот в высоких отраслях промышленности, таких как судо-, авиа- и ракетостроение - однозначно. Здесь мы имеем место с борьбой за легкость. Ведь чем судно легче, тем меньше сопротивление и выше скорость.
- Если сравнить с золотом, то привычные нам украшения 585 пробы – это полуфабрикат, состоящий почти на половину из примесей?
- Золото добывается в песчаном карьере, технология проста, можно на ладони нарисовать. А производство редкоземельных металлов – "высокий" и чистый процесс. Работы ведутся в стерильном помещении, у персонала – специальные костюмы, головные уборы, в цехе особая культура производства.
- Теперь – о технологии, какие трудности преодолел первый отечественный производитель?
- Главная сложность состоит в том, что скандий – малоизученный металл, а процесс его получения не описан не в одной литературе. Также необходимо отметить, что извлечение скандия из урановых руд осуществлено впервые. Мы - первопроходцы, все трудности наши.
С момента запуска нам пришлось преодолеть огромный объем технологических трудностей. Отмечу основные: избыточное давление в сорбционной колонне, проблемы с десорбцией скандия, образование промежуточного соединения скандия, не пригодного для дальнейших переделов, и многое другое. Были сложности и со стабильным содержанием скандия в исходных растворах. Потребовалось время, чтобы решить эти проблемы.
- Значит, пошла прибыль?
- При ценах 2016 года, когда начинался процесс, планировались более серьезные доходы. Но рынок сильно изменился, цены на скандий упали с 1500 до 700 долларов за кг. Поэтому сейчас стоит новая задача – оптимизация процессов, снижение себестоимости, увеличение объемов производства. В прошлом году было принято решение о установке дополнительных сорбционных колонн для расширения производства.
- Но Далматовское месторождение - не вечное…
- Одно из решений – запуск в работу мобильного комплекса, который планируем построить уже в следующем году. При окончании отработки месторождения установку можно будет перемещать.
- А как дела у конкурентов, которые тоже ведут работы по скандию?
- Еще три компании пытались выйти на рынок, среди них и такие титаны как "РУСАЛ", АО "Крымский титан", ООО "Интермикс". Однако, как видим, результат только у Уранового холдинга "АРМЗ". Мы с уверенностью можем назвать себя ведущими специалистами отрасли.
- Расскажите о продуктовой линейке. Когда планируете начать выпуск лигатур?
- Алюмо-скандиевая лигатура - наша следующая цель. Сегодня лидер рынка – Китай. Чтобы выйти на рынок с конкурентоспособным предложением мы должны доработать свою лигатурную технологию и свои "технологические фишки". С 2019 года мы готовим экспериментальную плавку лигатур в промышленных объемах и на промышленном оборудовании, в следующем году надеемся на успех.
- Надеемся на успех! Спасибо за интервью.