В конце августа этого года на должность и.о. директора ИАТЭ НИЯУ МИФИ (г. Обнинск) был назначен Алексей Панов – профессор РАН, доктор биологических наук, автор более 320 научных публикаций, нескольких монографий и авторских свидетельств. Пресс-служба НИЯУ МИФИ расспросила его о планах на новом посту, научной деятельности в прошлом и ближайшем будущем ИАТЭ.
- Алексей Валерьевич, расскажите, пожалуйста, о вашем пути до назначения в ИАТЭ.
- Начать надо с образования, наверно. В 1997 году я закончил биолого-химический факультет Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского по специальности биология. Еще на старших курсах вместе с сокурсниками увлекся экологическими проектами, появилась тяга к науке. Поэтому после диплома я пошел в аспирантуру. Благо в Обнинске достаточно институтов так или иначе связанных с биологией и экологией, а я коренной обнинец и хотел жить и работать в родном городе. Первым делом я собрался подавать документы как раз в ИАТЭ, но тогда зачисление в аспирантуру здесь было только весной, надо было ждать более полугода. Поэтому я решил пойти во ВНИИРАЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт радиологии и агроэкологии), где и проработал затем 25 лет.
- То есть назначение в ИАТЭ – это ваш «второй подход к снаряду»?
- Можно и так сказать, но если быть точным, то «подходы» были многочисленными. Кандидатская, докторская диссертации, защищенные во ВНИИРАЭ, были связаны с оценкой последствий аварии на Чернобыльской АЭС и реабилитацией радиоактивно загрязненных территорий – это работы на стыке радиационной безопасности, радиационной гигиены, почвоведения и, конечно, радиоэкологии. Стал старшим научным сотрудником, позднее возглавил сектор во ВНИИРАЭ по этой проблематике. Уже тогда наш институт плотно взаимодействовал с ИАТЭ, в котором в те годы была образована кафедра биологии: это было общее детище ИАТЭ и Медицинского радиологического научного центра (МРНЦ им. А.Ф. Цыба). К нам во ВНИИРАЭ и ко мне в сектор приходили на практику и для подготовки дипломных проектов студенты этой кафедры, трое ее выпускников потом писали у меня кандидатские диссертации, трудились в моем подразделении.
Последние 6 лет я работал заместителем директора ВНИИРАЭ, за это время было много совместных проектов с Росатомом, Российским научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований и др. С 2016 года я – приглашенный преподаватель в ИАТЭ, профессор Отделения биотехнологий. Читал и читаю несколько курсов у магистров: по ликвидации последствий крупных радиационных аварий, радиоэкологическому мониторингу, моделированию в радиоэкологии, учению о биосфере. Поэтому ИАТЭ – не чужое для меня место, многих его сотрудников я давно знаю.
- Какие задачи ИАТЭ вы бы назвали приоритетными в настоящее время?
- Во-первых, надо решать задачи, связанные с привлечением в ИАТЭ большего числа абитуриентов. Во многих вузах страны, как и в нашем, увеличились контрольные цифры приема, а абитуриентов каждый год приходит примерно одно и то же количество. В этом году показатели по набору в ИАТЭ были выполнены, но о приеме в 2023 году надо думать уже сегодня: как конкурировать с другими вузами за самых лучших студентов, как привлекать к нам молодежь– из каких городов и с помощью каких мероприятий.
- А в научном и организационном плане?
- Для ИАТЭ очень важно провести усиление профессорско-преподавательского состава. В аспирантуре нужны серьезные усилия по доведению аспирантов до защиты кандидатских диссертаций. Аспирантов в ИАТЭ более 70! Это огромный потенциал, поэтому с ними необходимо работать, «вести» их по научным траекториям, продвигать их тематики, включать в научные проекты. Конечно, все понимают, что занятия наукой требуют много времени, а преподаватели достаточно загружены – не только учебным процессом, но и организационными делами. Мы будем стараться активнее привлекать их к научной деятельности за счет грантовой поддержки и договоров.
Нам также необходимо устанавливать более тесные контакты с отраслевыми предприятиями и научными институтами – привлекать их ученых и специалистов к преподаванию в ИАТЭ. Квалифицированные специалисты, так нужные им, не возьмутся из воздуха, тем более что в обнинских институтах (таких как Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского, МРНЦ, Обнинский филиал НИФХИ им. Л.Я. Карпова, ВНИИРАЭ и др.) активно открываются новые научные направления, им требуются новые кадры. А студентам нужны гарантированные рабочие места после вуза – так что тут все взаимосвязано. ИАТЭ дает студентам фундаментальные знания, но кто даст им специфику деятельности научных предприятий? Поэтому привлечение узких специалистов к преподаванию крайне важно: они читают лекции, ведут свои курсы, курируют практику студентов у себя на предприятии, руководят их дипломными работами и потом выбирают из них самых лучших и заинтересованных – вот цепочка, которая создает новые успешные кадры.