Первый в мире российский атомный ледокол «Ленин», который решено сохранить в качестве плавучего музея, займет место вечной стоянки у мурманского морского вокзала в день Победы - 9 мая 2009 года. Об этом, как передал ИТАР-ТАСС, сообщил президент Фонда поддержки ледокола Анатолий Александрович 8 декабря на совместном заседании попечительского совета и учредителей фонда. По его словам, все подготовительные работы уже выполнены. До конца декабря правление фонда совместно с предприятием «Атомфлот», в хозяйственном ведении которого находятся все атомные ледоколы, и Центральным научно-исследовательским институтом имени академика А.Н. Крылова должны уточнить проект переоборудования помещений атомохода в Музей истории освоения Арктики и план завершения строительства набережной у места его вечной стоянки.
Реализация проекта сохранения уникального судна, внесшего огромный вклад в развитие Северного морского пути и продление арктических навигаций, осуществляется, прежде всего, за счет средств местных предприятий и организаций: Мурманского судоремонтного завода; ФГУП «Атомфлот», входящего в состав ГК «Росатом»; акционерных обществ «БТОФ» и «МАСКО», Мурманского бассейнового аварийно-спасательного управления и других. По словам А. Александровича, в ближайшее время ожидается также поступление средств от Министерства транспорта. Реализация проекта оценивается в общей сложности в 200 млн. рублей. Запланировано издание книги, посвященной предстоящему в декабре следующего года 50-летию ледокола «Ленин» и гражданского атомного флота России.
Создание мощного атомного ледокольного флота стало актуальной задачей в начале 1950-х годов в связи с освоением и развитием районов Крайнего Севера. Решение о строительстве первого отечественного атомного ледокола «Ленин» было принято 20 ноября 1953 г., закладка состоялась 24 августа 1956 г. на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде, а 3 декабря 1959 г. ледокол был введен в эксплуатацию, и с 1960 года находился в составе Мурманского морского пароходства. Благодаря большой мощности ядерной энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тыс. морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации.