В Обнинске на базе ГНЦ РФ-ФЭИ 27 ноября 2008 годапрошло выездное заседание комиссии Совета Федерации по естественныммонополиям "Проблемы нормативно-правового обеспечения деятельностиатомного научного комплекса".
Электронное издание AtomInfo.Ru публикует краткий обзор сделанных в ходе заседания докладов.
Заместитель генерального директора ГК "Росатом" Пётр Щедровицкийуделил большое внимание в своём выступлении инновационной ФЦП: "В 2008году мы сконцентрировали свои усилия на вопросах долгосрочной поддержкинаучно-исследовательской деятельности и научного комплекса атомнойотрасли. И вот здесь, должен признаться, возникли существенныепроблемы".
Щедровицкий выделил два основных момента, вызвавшихбольшие споры. Прежде всего, речь идёт о масштабе тех задач, которыедолжны решаться в рамках подобной деятельности. Кроме того,госкорпорация вступила в длительную дискуссию с министерствамиэкономического развития и финансов, которая затянула процесс принятияпрограммы.
По итогам обсуждения, занявшего полтора года, винновационной программе были сделаны важные корректировки. Так,исходная версия программы включала в себя поддержку многих различныхнаправлений перспективного развития атомной энергетики. Но итоговаяверсия сконцентрирована на двух основных вопросах - быстрые технологиии (в меньшей степени) управляемый термоядерный синтез.
"Фактически, речь идёт о том, что мы поддерживаемтехнологии четвёртого поколения (быстрые реакторы) и делаемопределённый вклад в поддержку технологий, условно говоря, пятогопоколения", - отметил Щедровицкий.
Острые споры проходили и по вопросу о том, что являетсяпродуктом инновационной программы. "Исходно львиная доля финансированияв проекте была сосредоточена на НИОКР. Сегодня перед нами поставленазадача фактически превратить ФЦП в бизнес-план созданияопытно-промышленных образцов тех технологических решений, о которыхидёт речь", - добавил заместитель главы "Росатома".
В результате, структура инновационной ФЦП сместилась вобласть капитальных затрат по её ключевым направлениям. "АргументыМинэкономразвития и Минфина понятны - они хотят финансировать продукт,а не исследования. Они хотят финансировать результативность, а неподготовку к каким-то будущим возможным вариантам", - сказалЩедровицкий.
Заместитель генерального директора ГК "Росатом" озвучил важнейшие элементы инновационной ФЦП. Они включают в себя следующее:
- реакторные технологии с повышенной безопасностью (БН, БРЕСТ, СВБР);
- новые виды топлива (MOX, плотное топливо);
- сухая переработка ОЯТ;
- окончательное удаление РАО.
В программе также уделяется большое вниманиеэкспериментальной исследовательской базе, обеспечивающей достижениепоставленных задач и создающей заделы для новых технологий.
На поддержание, модернизацию и развитие экспериментальнойбазы, по минимальным оценкам, потребуется до 4 млрд рублей в год. Длясравнения, в США поддержание экспериментального комплекса только однойиз национальных лабораторий обходится в 120 млн долларов.
Говоря о развитии экспериментальной базы в России,представитель "Росатома" упомянул новый исследовательский реактор МБИР,которому предстоит заменить в Димитровграде БОР-60. Будет выполненареконструкция стендов по быстрым реакторам, в том числе, ирасположенных на территории ГНЦ РФ-ФЭИ. Определённые вложенияпредусмотрены в экспериментальную базу управляемого синтеза.
Пётр Щедровицкий привёл также некоторые данные пофинансовой стороне инновационной ФЦП. До 2020 года потребуется 120 млрдрублей. На реакторные технологии четвёртого поколения будет выделенапочти половина этих средств. На экспериментальную базу предполагаетсяпотратить 22,8 млрд рублей. Достаточно большая сумма предназначаетсядля синтеза и элементов "новых технологических профилей".
Заместитель директора департамента научно-технической и инновационной политики ОАО "Атомэнергопром" Анна Кудрявцевапосвятила своё выступление проблемам государственно-частногопартнёрства при реализации крупных инновационных проектов в атомнойотрасли (так называемое сотрудничество по реализации мегапроектов).
Кудрявцева назвала атомную отрасль России одной из самыхпривлекательных для внешних инвестиций и объяснила это объективнымипричинами - бурными процессами роста вследствие глобального ядерногоренессанса, созданием ГК "Росатом" и акционированием предприятийотрасли, сформированностью рынка, долгосрочностью планирования,исторически сохранившейся высокой управляемостью отрасли и многимидругими факторами.
Представитель "Росатома" привела примеры успешныхпримеров государственно-частного партнёрства в атомной сфере. В данныймомент, происходит создание СП между ГК "Росатом" и "Русскими машинами"с целью реализацию проекта СВБР-100 - типичный пример трансфератехнологий из оборонного сектора в гражданский. С французской компанией"Alstom" создано СП по производству турбин, а с "АФК Система" у"Росатома" налаживается сотрудничество по созданию инновационнойинфраструктуры.
Анна Кудрявцева остановилась на некоторых законодательныхпроблемах, сдерживающих приход инвесторов в отрасль: "Хотелось быувидеть регламентацию порядка взаимоотношений между эксплуатирующей АЭСорганизацией и её собственниками и инвесторами. В настоящий момент,такого механизма нет".
Заместитель директора департамента перечислила также рядизменений в существующем законодательстве, которые желательно было бывнести для повышения эффективности механизма ГЧП.
Заместитель директора департамента правовой и законотворческой деятельности ГК "Росатом" Максим Колтышевв своём сухом и беспристрастном докладе поставил перед парламентариямиочень острые вопросы по защите интеллектуальной собственности впереходный период от федерального агентства Росатом к ГК "Росатом".
Сейчас в структурах "Росатома" имеется 9210 неохраняемыхзаконом результатов научной деятельности (неопубликованные отчёты поНИР и НИОКР, опытные образцы и так далее).
"Весь этот массив результатов научно-техническойдеятельности в настоящее время оказался, можно сказать, бесхозным", -подчеркнул Колтышев.
"Действующее законодательство предусматривает, что вслучае ликвидации федерального органа исполнительной власти правауправления от имени Российской Федерации результатаминаучно-технической деятельности переходят к ведомству, к которомуперешли функции ликвидированного органа. На основе этой нормы Росатомуправлял правами, принадлежащими Минатому", - напомнил Колтышев.
"Функции упразднённого Росатома перешли к ГК "Росатом",но она не является органом власти и не может воспользоваться даннымправилом. В части результатов научно-технической деятельности военного,специального и двойного назначения полномочия собственника в какой-томере может осуществлять Федеральное агентство по правовой защитерезультатов интеллектуальной деятельности военного, специального идвойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации,хотя, по нашему мнению, это не является оптимальным вариантом", -заявил представитель ГК "Росатом".
Максим Колтышев призвал в законодательном порядкенаделить госкорпорацию полномочиями по распоряжению результатовнаучно-технической деятельности, принадлежавших Минатому/Росатому.
Колтышев коснулся проблем, стоящих перед предприятиями ГК"Росатом" в связи с практическим вовлечением результатовнаучно-технической деятельности в хозяйственный оборот, и перечислилсписок нормативно-правовых актов, которые в этой связи необходимопринять в Российской Федерации.
Он отметил также, что у предприятий и организаций,проводящих НИР и НИОКР по оборонному заказу, наблюдается слабаязаинтересованность в выявлении охраноспособных результатовнаучно-технической деятельности.
На практике, никто кроме исполнителей НИР и НИОКР незнает лучше, что из полученных результатов возможно запатентовать. Носпецифика работ по оборонным заказам такова, что коммерциализациярезультатов зачастую выглядит невозможной, и это затрудняет процессвознаграждения авторов.
"Наиболее оптимальным решением этой проблемы, на нашвзгляд, является включение в государственный оборонный заказ средств,необходимых для вознаграждения изобретателей и стимулирования ихтворчества", - сказал в заключение Максим Колтышев.