Сегодня в нашей стране и, прежде всего на ПО«Севмаш» в Северодвинске, отмечают 50-летний юбилей отечественногоатомного подводного флота. 17 декабря 1958 года правительственнаякомиссия подписала приемный акт первой атомной подводной лодки К-3проекта 627 (с 1962 года - АПЛ «Ленинский комсомол»).
Корабль был построен в сборочно-стапельном цехе №42 завода № 402 (ПО «Севмаш»). Научным руководителем проекта былакадемик А. Александров, главным конструктором ядерной энергетическойустановки - директор НИИ-8 Н. Доллежаль, главным конструкором подводнойлодки - начальник СКБ-143 (СПбМБМ «Малахит») В. Перегудов. К созданиюпервой атомной подлодки было привлечено 135 предприятий и организацийстраны.
В настоящее время корабль проходит переоборудование в музей на СРЗ «Нерпа» в Мурманской области.
За К-3 последовала серия из 12-ти атомных подлодокпроекта 627А. Строительство АПЛ стало основной задачей завода №402.Вслед за первым поколением АПЛ предприятие приступило к освоению болеесовершенных кораблей с ядерной энергетической установкой. В 1967 годуВМФ был передан первый советский атомный подводный крейсерстратегического назначения проекта 667А с 16 баллистическими ракетамина борту. За пять лет в строй были введены 24 атомных ракетоносца,благодаря чему был достигнут паритет с США по морской составляющейядерных сил. В 1972-1990 годах было построено 60 АПЛ 4-х модификаций -проектов 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ. Несколько модернизаций прошел иракетный комплекс.
В 1969 году на «Севмаше» была построена первая вмире АПЛ с корпусом из титановых сплавов проекта 661. На испытаниях онаразвила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в44,7 узлов. Этот мировой рекорд не превзойден до сих пор. В середине1970-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Дляпостройки АПЛ третьего поколения производственные мощности «Севмаша»были удвоены, возведен крупнейший в России эллинг. В 1980 году в новомцехе была построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949,вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Всего попроектам 949 и 949А было построено 13 кораблей.
В 1981 году ВМФ был передан головной атомныйподводный крейсер стратегического назначения проекта 941, вооруженный20 межконтинентальными баллистическими ракетами. Этот подводныйракетоносец занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самая большаяподводная лодка в мире. По проекту 941 на предприятии было построено 6кораблей. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛпроекта 685 с глубиной погружения до 1000 м- самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения.В 2001 году завершена постройка серии из 7 многоцелевых АПЛ проекта971, в создании которых внедрены последние достижения в снижениишумности и повышении скрытности подводных лодок.
За 50 лет корабелы ПО «Севмаш» передалиВоенно-морскому флоту страны 128 атомных подводных лодок. Сегодня«Севмаш» - единственная верфь, осуществляющая серийное строительствоатомных подлодок для ВМФ России.
12 февраля 2008 года был спущен на воду головнойатомный подводный ракетоносец четвертого поколения проекта 955 «ЮрийДолгорукий». В настоящее время корабль готовится выйти в море наиспытания. На стапеле строятся серийные корабли «Александр Невский» и«Владимир Мономах», заложенные в 2004 и 2006 годах соответственно.Атомные подводные лодки этого проекта станут основой морскихстратегических ядерных сил России в 21 веке. На «Севмаше» также ведетсястроительство серии современных многоцелевых АПЛ проекта 885.
По материалам пресс-службы ОАО «ПО «Севмаш» и Nuclear.Ru
На фото: легендарная АПЛ К-3 в боевом походе и у последнего причала; строительство АПЛ четвертого поколения на ПО "Севмаш"