14 января 2009

"Известия": Зачем на флот пришел "Лошарик"?

Вооруженные торпедами, крылатыми и баллистическими ракетами сядерными боеголовками, практически неразличимые в океанских глубинах,не имеющие ограничений по дальности и протяженности боевых выходов,российские атомные подлодки стали одними из самых совершенных системвооружения. Для нас они ценны не только этим. Подводный флот - это ещеи самый весомый аргумент в обеспечении безопасности государства. Еслиугодно - надежное средство сдерживания любых внешних агрессивных сил."Известия" отправились в Северодвинск - посмотреть, как создаетсяподводный атомный кулак России.

Герой мультфильма как военная тайна

- Снимать категорически запрещается, спрячьте все фотоаппараты, смест не вставать, - злится в проходе автобуса с журналистами дежурныйпо Беломорской военной базе. Лейтенант нервничает. Машина въехала натерриторию объекта в момент погрузки пока сверхсекретной новейшейбаллистической ракеты "Булава" на атомный ракетный крейсер "ДмитрийДонской". Вон она, тайна - висит черной сигарой над палубойракетоносца. Вокруг стоят военные и представители промышленности.Лейтенант бушует...

Командир аналогичного "Донскому" тяжелого атомного крейсера"Северсталь", куда, собственно, и везли на экскурсию журналистов, самалюбезность. Но тоже просит ничего не снимать.

Впервые за долгие годы у нашего флота вновь появились тайны. Послечуть не ставшего роковым затишья в сердце атомного подводногокораблестроения - Северодвинске - снова строят и модернизируютподводные лодки. Серия новейших атомоходов проекта 955 типа "Борей",для которых создается "Булава", - только одна часть этой гостайны.Головной атомоход "Юрий Долгорукий" лишь полгода как спустили на воду,начались испытания реактора. Но в акватории завода корабль просто такне увидишь, прячут от посторонних глаз.

Вот стоит авианосец "Адмирал Горшков". Бывший наш - должен статьиндийским. Сроки выполнения контракта по передаче его Дели неоднократносрывались, и еще полгода назад это было ржавеющее корыто. Сегодня -выкрашенный свежей шаровой (серой) краской боевой корабль. И если бы нетехнологические отверстия в бортах, через которые внутрь поставляетсяоборудование, можно было бы подумать, что крейсер готов к выходу в море.

За последний год "Севмаш" сдал флоту сразу три АПЛ: головнойатомоход "Борей" и еще две сверхсекретные лодки. На вопрос о нихзаводчане только машут руками. Но по секрету не без гордости называютимя одной из них - "Лошарик".

- "Лошарик"? - переспрашиваю их.

- "Лошарик", "Лошарик", - без тени улыбки говорит один из рабочих. Ая вспоминаю забавное существо из детского мультфильма: то ли ослик, толи лошадка, собранная из шариков, скрепленных резинкой. Кто жепоиздевался над кораблем, раз придумал такое название?

Оказалось, никто не издевался. "Лошарик" - единственная в миреатомная подводная лодка, способная погрузиться на 6 тысяч метров (дляостальных предел - до тысячи). Ее корпус собран из шарообразныхотсеков. Благодаря такой форме корпус лодки способен выдерживатьчудовищное давление воды на огромной глубине. Оттого и дали кораблютакое смешное название, при этом ничуть не умаляющее его техническихвозможностей. Длина - 60 метров. "Лошарик" имеет один атомный реактор,позволяющий под водой развивать скорость 30 узлов (около 60 км в час).На лодке служат 25 офицеров. Для кого корабль? Подводники опять молчат.Но понятно, что не просто для глубоководных исследований...

А второй сверхсекрет, но который все-таки удалось узнать"Известиям", называется "Русь". Это - подводная платформа для испытанияперспективных морских вооружений.

Торпеду-монстра придумал Андрей Сахаров

Пятьдесят лет назад, в декабре 1958 года, со стапелейСеверодвинского машиностроительного предприятия был спущен первыйотечественный атомоход - подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол". Этобыл шаг, сравнимый с покорением космоса. Начало атомного противостоянияс США в океанских глубинах.

Создатель американского атомного флота адмирал Хайман Риковер назвалатомные субмарины "крепко сжатым кулаком": его не видно, но он подводой есть. К этому моменту США уже продемонстрировали миру, что такоеатомное оружие, стерев с лица земли Хиросиму и Нагасаки. К середине50-х годов они имели и первую атомную подлодку "Наутилус", способнуюскрытно доставить атомное оружие к берегам СССР. У нас же не было ниавиации, ни кораблей, которые могли бы скрытно совершить рейд к берегамАмерики. Тогда у руководства страны и родилась идея созданиясобственного атомного подводного ракетоносца. А точнее - торпедоносца.

- Первая наша атомная субмарина должна была доставить к берегам СШАодну-единственную торпеду-монстра - Т-15, - рассказывает главныйконструктор атомных подводных лодок первого и второго поколения РадийШмаков. - Это была машина длиной 25 метров, а диаметром свыше 1,5метра. В качестве боеголовки использовался ядерный заряд. По замыслу,лодка должна была доставить это оружие в бухту какого-нибудьамериканского города, например Нью-Йорка. Ее взрыв вызвал бы цунами,которое и разрушило бы его.

Самое любопытное, что автором этого проекта был Андрей Сахаров.Человек, который впоследствии стал видным гуманистом XX века. Однакотогда о гуманизме и речи не было. Перед страной реально стоялаопасность ядерной войны с США, в которой у нас не было никаких шансовпобедить без такого оружия. Правда, потом от идеи торпеды-монстраотказались - ее "людоедский характер" не понравился военным морякам. Даи в ВВС появились первые бомбардировщики, способные долететь допобережья Америки. Так что лодку-носитель Т-15 перепроектировали подобычное торпедное вооружение.

Не корабль, но морское животное

- Мы отставали от американцев, - признается Шмаков. - Но и не копировали их идеи.

Позже американские разработчики "Наутилуса" признались: новым у нихбыл только реактор. А корпус строили по обычной для лодок того времени"штевневой" схеме, то есть обводы лодки имели привычный корабельныйвид. Ведь дизельные подлодки всего лишь ныряли при виде врага под воду,а в остальное время, как обычные корабли, находились на поверхности.

Конструктор К-3 Владимир Перегудов предложил иную концепцию: корпусдолжен быть как у морского животного или торпеды, чтобы корабль мог быбыть под водой постоянно. Впоследствии выяснилось, что эта идея былагениальной и дала нашему кораблю существенные преимущества передамериканским.

Вторым ноу-хау стал атомный реактор, созданный корифеем мировойядерной физики Николаем Доллежалем. Именно ему пришла в голову идеясовершить революцию, сделав его не горизонтальным, как у американцев, авертикальным. Благодаря этому удалось избежать деформацииконструкционных материалов реактора при нагреве. Легче оказалосьразместить и получить доступ к урановым стержням. В итоге наша К-3 на60% мощности реактора давала 22 узла. На полной - 30 узлов. А уамериканцев этот показатель не превышал 21 узла.

- Создание К-3 стало толчком и для промышленности, - вспоминаетначальник цеха N 42 Северодвинского машиностроительного предприятия,где строился корабль, Валерий Беспалов. - У нас, например, до этого небыло аргонной и бесконтактной сварки деталей. Аргонную сварку проводилив специальных камерах, где люди работали в водолазном снаряжении. Мынаучились обрабатывать и варить большие листы титана, чего до сих порне могут американцы.

"Радиоактивный кипяток собирали тряпками"

В декабре 1958 года К-3 сдали флоту, но из-за многочисленныхконструктивных и заводских недоделок она еще год была в нерабочемсостоянии. Американцы тем временем начали регулярное подводноепатрулирование в Арктике. Этот факт заставил руководство ВМФ закрытьглаза на все недоделки и принять лодку. В результате наша первая АПЛбыла принята с ограничением срока службы технологических элементоватомного реактора. За весь 1960 год она проплавала только 45 суток. Дведругие лодки, построенные в таком же авральном темпе, за весь годсовершили не более 8 выходов в море длительностью до двух недель.Остальное время на них устраняли дефекты атомных энергетическихустановок - постоянно текли парогенераторы.

- Это как батареи в вашем доме, - говорит Шмаков. - С той лишьразницей, что из них вырывается не просто кипяток, а радиоактивный. Онипросто не выдерживали внутреннего давления и через микротрещины травиливоду. Боролись с этим как могли, но тогда еще не знали, чем это грозитэкипажу. А у нас получалось, что воду собирали тряпками, растаскивалина ботинках по всей лодке!

Условия быта на корабле также были суровыми. Не успели сделатьотопление и нормальную вентиляцию. Поэтому, как вспоминают подводники,на лодке был страшный холод. Постоянная сырость. Вымыться и нормальнопоспать было негде. Спали по очереди. В ходе испытаний, когда экипажкорабля дополняется еще и сдаточной командой, коек на всех не хватало.Тем не менее темп и направление развития флота были заданы. В СССРстали строить атомные подводные корабли, разрушив монополию США вмировом океане.

- К-3 - это определенный рубеж, давший нам понимание того, какимдолжен быть атомный подводный корабль, - говорит "Известиям"гендиректор "Севмаша" Николай Калистратов. - Сегодня мы строим корабли4-го поколения. Они технологичней, сложней конструктивно, болеекомфортабельны и безопасны. Но без той первой лодки всего этого не былобы.

От "Золотой рыбки" до "Акулы"

Валерий Беспалов ведет экскурсию по теперь уже легендарному цеху N42, где строили К-3. Таких лодок сюда помещалось две. Одна за другой.Сегодня в цехе подводные корабли не "варят". На стапелях стоят двеокеанские яхты...

- Это для кого же такие красавицы? - спрашиваю у Беспалова.

- Коммерческая тайна, частный заказ, - парирует он. - Мы и самитолком не знаем. У нас собираются корпуса и надстройка, адооборудование и отделку будут делать другие.

По словам Беспалова, строительство яхты для завода по большому счетупочти то же самое, что и постройка атомной лодки. Разница лишь в том,что для подводного корабля нужно сваривать листы металла толщиной 25-30сантиметров, а для яхты - куда тоньше.

- Американцы до сих пор не понимают, как мы варим металл такой толщины на "потолочных" секциях, - улыбается мастер.

...За годы работы "Севмаш" построил не один уникальный подводныйкрейсер. От знаменитой "Золотой рыбки" - первой полностью титановойподводной лодки, способной развивать рекордную и по сей день скорость44 узла (80 километров в час), до гигантского атомного подводногокрейсера проекта 941 типа "Акула". Корабль попал в Книгу рекордовГиннесса как самая большая в мире атомная подводная лодка. Это его ТомКлэнси прославил в романе "Охота за "Красным Октябрем". Кстати, кромеразмеров и боевой мощи (20 межконтинентальных ракет, способных донестидо любой точки мира по 10 ядерных боеголовок индивидуальногонаведения), это еще и самый комфортабельный подводный корабль. Весьэкипаж - 100 человек - размещен в каютах, рассчитанных на 1-4 человека.Есть спортзал, сауна и бассейн.

Сегодня завод строит целое семейство атомных стратегическихкрейсеров нового поколения проекта 955 типа "Борей". До конца годабудет заложен уже четвертый корпус подобной лодки. Как говоритгендиректор предприятия Николай Калистратов, это - будущее подводногофлота, которое будет многие годы олицетворять подводную мощь нашегогосударства на просторах Мирового океана.

- Проблем у завода много, - вздыхает гендиректор. - Не хватаетметалла. Не поверите, но наши металлурги оказались не готовы к ростузаказов с нашей стороны! Недостает профессиональных рабочих кадров.Только в этом году мы объявили набор 1 тысячи человек. Ищем их по всейРоссии, в других странах СНГ.

И это при том, что у предприятия несколько своих ПТУ. Завод строитслужебное жилье для своих рабочих. По словам Калистратова, средняязарплата рабочего в общем-то невелика, но предприятие старается еерегулярно индексировать. Чтобы через 10-15 лет человек мог выкупить узавода служебное жилье, став его собственником.

- Кадры - наше все, - признается гендиректор. - Это и качествоработы, и собственно возможность страны строить столь сложную итехнологичную подводную технику.

...К-3 "Ленинский комсомол" был выведен из состава флота в 1991году. Сейчас он с вырезанным атомным реактором стоит в одной из губКольского полуострова. Ветераны-подводники и конструкторы лодкисчитают, что корабль нельзя просто порезать на металлолом. Это частьнашей истории, которую необходимо сохранить.

- Была идея сделать из лодки музей, - рассказывает Шмаков. - Но дляэтого нужно собрать 308 миллионов рублей для ее выкупа у флота ипереоборудования. Где ж их взять? Мы не знаем. Очень надеемся, чтонайдем. Ведь этот корабль не только часть нашей истории. По большомусчету эта лодка защитила нас от третьей мировой войны.

В одном из ближайших номеров "Известия" продолжат рассказ осекретных и драматических страницах создания отечественного подводногоатомного флота.