Официальное решение об объединении должно быть принято 5 апреля.
В фонде «Сколково» готовятся объединить космический и ядерный кластеры. С этого года у них уже один руководитель — Алексей Беляков, который занимается созданием на их базе кластера промышленных технологий.
Как рассказал «Известиям» источник в руководстве «Сколково», в настоящее время внутри фонда завершается подготовка к объединению кластера космических технологий и телекоммуникаций и кластера ядерных технологий, новых промышленных технологий и материалов.
Утвердить решение о создании нового кластера промышленных технологий должен Консультативный научный совет фонда, заседание которого запланировано на 5 апреля.
Кластер космических технологий и телекоммуникаций с марта 2014 года возглавляет Алексей Беляков, который сменил на этой должности Сергея Жукова. Исполнительным директором кластера ядерных технологий «Сколково» с июля 2013 года был Игорь Караваев. Но в январе он покинул фонд, и с этого времени второй кластер также возглавил Алексей Беляков. Сам он отказался от комментариев.
— С технологической точки зрения пересечение компаний космического и ядерного кластеров значительно. Это новые материалы, системы контроля, аддитивные технологии, промышленный интернет — всё то, что сейчас на Западе называется индустрия 4.0. Потребителями этих технологий являются широкий спектр предприятий, включая предприятия Объединенной авиастроительной корпорации, «Роскосмоса», «Росатома» и «Ростеха», — пояснил «Известиям» причины интеграции источник в руководстве «Сколково».
С этой точки зрения формирование единого портфеля и единой стратегии коммерциализации может быть оправданно. Особенно с учетом того, что в последнее время «Сколково» активно лоббирует свои компании на российском рынке. Кроме того, подобное объединение перекликается с западными программами развития промышленности — германской Industry 4.0 или американской Advanced Manufacturing Initiative.
Директор исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации Дмитрий Пайсон выразил надежду, что космическим технологиям будут и дальше в «Сколково» уделять повышенное внимание.
— Мы надеемся, что в объединенном кластере сохранится та активность и эффективность работы, которые были достигнуты за годы деятельности космического кластера, — пояснил «Известиям» Дмитрий Пайсон. — Интеграция, которая сейчас происходит, — это естественный процесс с точки зрения эволюции самого «Сколково», где сейчас основной акцент делается на повышение эффективности деятельности компаний-резидентов, рост прибыльности и объема продаж.
В «Росатоме» от комментариев отказались, указав, что это вопрос «Сколково», а не госкорпорации.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что решение об упразднении космического кластера не согласуется с мировыми тенденциями, где космическим технологиям уделяют приоритетное внимание.
— Космический кластер «Сколково» — это единственный инновационный сегмент в нашей стране в части развития космических технологий. Если его не станет, то уже, возможно, будет меньше внимания уделяться развитию инновационных разработок в сфере космоса, — сказал «Известиям» Иван Моисеев.
Помимо создаваемого кластера промышленных технологий в фонд «Сколково» входят еще три кластера — информационных технологий, энергоэффективных технологий и биомедицинских технологий. В числе их стратегических задач — внедрение новых технологий в отрасли экономики, формирование национальной среды передовых исследований и разработок, развитие частно-государственного партнерства.