21 января 2009

Объединенная судостроительная корпорация официально прописалась в Петербурге

Головной офис Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) открылся вПетербурге в здании Центрального конструкторского бюро морской техники"Рубин". Планируется, что до 1 апреля 2009 года холдинг будетокончательно сформирован, и отчет об окончании завершающей стадиисоздания компании должен лечь на стол президента РФ. После чего ОСК, как предполагается, начнет снабжать российских судостроителей заказами.

Напомним,что ОАО (со 100% акций в собственности государства) "Объединенная судостроительная корпорация" было создано указом президента РФ 21 марта2007 года. По замыслу она должна стать управляющей компанией,объединяющей предприятия судостроительной отрасли России и призваннойстимулировать ее развитие. Под офис головной организации оборудованыдва этажа в ЦКБ "Рубин". Там будут работать около полусотни человек.Большая часть сотрудников осталась в московском офисе, ставшем теперьфилиалом ОСК.

С самого начала в состав корпорации вошли ведущиепроектно-конструкторские бюро, такие, как ЦКБ МТ "Рубин", "СеверноеПКБ", "Малахит", "Алмаз". Потом в качестве субхолдингов были созданытри центра судостроения и судоремонта -- Западный, Северный иДальневосточный. В их задачу входило акционировать профильные ФГУПы всвоих регионах и взять под контроль государственные доли коммерческихпредприятий отрасли. После формирования региональных кластеров центрысудостроения внесли свои ценные бумаги (100% минус одна акция) вуставный капитал ОСК.

По словам президента ОСК ВладимираПахомова, из 23 федеральных государственных унитарных предприятий,которые должны войти в корпорацию, сегодня акционированы 19, средикоторых "Севмашпредприятие", "Адмиралтейские верфи", "Звездочка",Хабаровский судостроительный завод с проектно-конструкторскими бюро, споследующей передачей ОСК 100% активов минус одна акция. Кроме этогоОСК получила госпакеты акций "Северной верфи" (20,96%), "КрасногоСормова" (33,53%), "Янтаря" (51%), Амурского судостроительного завода(20%), ХК "Дальзавод" (20%), Николаевского-на-Амуре судостроительногозавода (20%). Четыре не акционированных предприятия -- это заводыМинистерства обороны. Сейчас в их отношении, как пояснил г-н Пахомов,проводятся процедуры финансового оздоровления, после чего этипредприятия будут акционированы.

Есть крупные предприятиясудостроительной отрасли Санкт-Петербурга, не вошедшие в ОСК. ЭтоКронштадтский морской завод, "Морское подводное оружие --"Гидроприбор", "Океанприбор" и "Гранит-Электрон". Как пояснил "Времениновостей" руководитель оборонного направления в ОСК Анатолий Шлемов,корпорация делала все, чтобы они вошли в состав корпорации. "Мы исейчас настаиваем на этом. Проблема в руководстве этих учреждений.Президент ОСК Владимир Пахомов даже написал письмо в правительство РФ,в котором сообщил, что группа предпринимателей взяла под контроль этипредприятия и всячески избегает контактов с руководством ОСК и что ихцель -- вывести из состава заводов недвижимое имущество".

ВСоюзе промышленников и предпринимателей Петербурга подтвердилиинформацию менеджеров ОСК. У экспертов СПП тоже сложилось мнение, чторяду бизнесменов эти предприятия нужны лишь для того, чтобыперепрофилировать их территории для будущего строительства. Ведь,например, Кронштадтский морской завод был намеренно обанкрочен. И что сним будет дальше, пока неизвестно.

Как пояснил Анатолий Шлемов,в связи с кризисом вопрос присоединения было решено пока отложить нанекоторое время, но разбирательства с руководством заводов продолжаются.

ГубернаторПетербурга Валентина Матвиенко напомнила, что городские власти с первыхшагов поддерживали идею создания корпорации. Во-первых, в севернойстолице сосредоточено две трети проектных и научных учреждений, а также40% судостроительных мощностей. Во-вторых, оздоравливая отрасль, ОСКсохраняет тысячи рабочих мест и гарантирует предприятиям постоянныезаказы. И еще Петербург получает серьезное вливание в бюджет: всеналоги от доходов ОСК будут идти в городской бюджет.

Правда,из-за кризиса первоначальные планы корпорации уже корректируются. Какрассказал Владимир Пахомов, всем приходится сейчас сокращатьпотребности и желания: "Мы уже подсчитали, где можно сэкономить. Этобудет касаться вопросов госзаказа. Также определенные мероприятияпройдут на каждом предприятии". Конкретную информацию г-н Пахомовозвучивать отказался. До кризиса объем заказов корпорации составлял 12млрд долларов.

Но, может, все и обойдется. Ведь большая частьэтих средств идет от оборонной промышленности и гарантированагосударством. Треть военного бюджета России 2009 года отписана на нуждыфлота.

Как сообщил "Времени новостей" Анатолий Шлемов, покаобъем государственного оборонного заказа на 2009 год сохраняется науровне, утвержденном в декабре 2008-го: "Показатели по всем кораблям иопытно-конструкторским разработкам точно останутся на прежнем уровне".

Пословам Александра Шлемова, в полной мере сохранится загрузка "Севернойверфи", где строятся второй и третий корветы проекта 20380 для ВМФРоссии. "Адмиралтейские верфи" в этом году завершат испытания подводнойлодки "Санкт-Петербург" и по договору передадут ее заказчику. Будутзагружены и другие входящие в ОСК судостроительные предприятия иконструкторские бюро. Сохранится финансирование всех начатых проектов.В частности, многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск",которая строится на Севмашпредприятии, должна быть завершена вследующем году.

Хотя президент ОСК считает самыми приоритетныминаправлениями деятельности корпорации мирные проекты: строительстворечного флота, научных судов, газовозов и нефтяных платформ дляосвоения энергоресурсов на шельфе.