Созданию консультативного совета предшествовала состоявшаяся недавно встреча Президента страны Йовери Мусевени и руководителя отделения IBI в Кампале Гэри Фитчетта. На этой встрече Й. Мусевени попросил представить предложения относительно ядерно-энергетической программы для Уганды (Nuclear Energy Program for Uganda - NEPU). Г. Фитчетт представил главе государства концепцию стратегии развития урановой промышленности, подготовленную IBI. В этой программе потенциальные запасы урана в стране рассматриваются в качестве стратегических полезных ископаемых, которые следует использовать на благо населения Уганды посредством разработки национальной программы развития атомной энергетики.
В настоящее время Уганда испытывает дефицит электроэнергии, начавшийся в конце 1990-х годов из-за небольших инвестиций в электроэнергетический сектор и низкого производства электроэнергии на ГЭС, обусловленного резким падением уровня озера Виктория, которое обеспечивает расход на двух гидроэлектростанциях в Джиндже. В результате производство электроэнергии сократилось с 380 МВТ установленной мощности до 110 МВт, что заставило правительство закупать дизель-генераторы. Экономический прогресс в будущем в значительной мере будет зависеть от способности правительства поддерживать деловую активность и развитие промышленности посредством обеспечения электроэнергии в необходимом объеме и конкурентной цене, отмечается в сообщении IBI.
В стране строится новая ГЭС мощностью 250 МВт в Буджагали на Ниле и в ближайшие десять лет ожидается строительство, как минимум, еще двух ГЭС. Однако, по прогнозам аналитиков в области энергетики, даже при задействовании всех потенциальных гидроресурсов, пригодных для производства электроэнергии, страна все равно столкнется с ее дефицитом. Чтобы сократить этот дефицит, IBI предлагает выработать стратегию развития атомной энергетики с использованием потенциальных запасов урана. В стратегии предлагается, чтобы IBI и правительство сформировали государственно-частное партнерство, в рамках которого будут проведены геологоразведка и отработка месторождений с экономически целесообразными запасами урана с целью увеличения выработки электроэнергии в стране.
Несколько африканских стран, включая Алжир, Египет, Марокко, Намибию и Нигерию, рассматривают атомную энергетику в качестве альтернативы ГЭС. Тем не менее, Уганда не сможет осуществлять добычу урана до тех пор, пока в стране не появится всеобъемлющее законодательство, обеспечивающее необходимые гарантии с точки зрения нераспространения ядерного оружия. Еще одним препятствием является отсутствие квалифицированных работников в этом секторе: в настоящее время для осуществления проекта имеется менее десятка специалистов. Для дальнейшего продвижения в этом направлении был принят Закон об атомной энергии, предусматривающий создание нормативно-правовой базы при технической помощи со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).