Прошлогоднюю отставку главы канадского атомнадзора Линды Кин многие лоббисты отпраздновали как свою величайшую победу, пишет The Sudbury Star.
Для широкой публики уход Кин был вызван действиями регуляторов в конце 2007 года, поставившими под угрозу жизнь и здоровье онкологических больных в госпиталях Канады и США.
В тот период Кин отдала распоряжение запретить пуск исследовательского реактора NRU, основного поставщика медицинских радиоизотопов в Северной Америке. Это вызвало у врачей самую настоящую панику, так как им стало нечем лечить пациентов.
Но за кулисами этих событий скрывались лоббисты, имеющие тесные связи с канадским правительством. Лоббисты представляли компании, поставившие большие деньги на новую технологию канадских атомщиков - тяжёловодные реакторы ACR-1000. Права она была или нет, но железная Линда Кин оказалась на их пути.
Королевская корпорация AECL за последнюю дюжину лет сумела продать только один реактор CANDU и имеет ровно ноль заказов на ближайшее будущее. И без того тяжёлое положение, в которое попала AECL, обернулось настоящей паникой при известии об отказе правительства Онтарио заключить с корпорацией контракт на строительство новых блоков без проведения международного тендера.
Атомные инсайдеры рассказывают, что корпорация буквально на коленях умоляла атомнадзор провести предпроектное рассмотрение ACR-1000, что дало бы AECL преимущество на тендерах в Канаде, но Кин отказалась играть в эту игру.
Всё изменилось 15 января 2008 года, после того, как Кин покинула пост главы комиссии по ядерной безопасности - как было объявлено, в связи с событиями в Чок-Ривере. На её место пришёл федеральный бюрократ Майкл Байндер, одним из первых поступков которого стало согласие на предпроектное лицензирование ACR-1000.
Регуляторы немедленно приступили к работе - по крайней мере, так они утверждают. Но удивляет одно обстоятельство. Лишь в прошлом месяце руководство атомнадзора объявило о начале переподготовки своих специалистов для того, чтобы они смогли квалифицированно рассматривать проекты реакторов, никогда ранее не строившихся в Канаде, в том числе, и ACR-1000.
Получается, что весь прошлый год регуляторы изучали новый тяжёловодный проект, не имея для того достаточной компетенции. Не означает ли это, что им оказывали помощь извне, задаётся вопросом канадская газета.