В Совете Федерации 1 апреля состоялось заседание Экспертно-консультативного совета по законодательному обеспечению безопасного развития атомной энергетики. Темой обсуждения стало совершенствование законодательства по закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО). На заседании, которое провел первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин, с основными докладами выступили президент Ассоциации ЗАТО Геннадий Лисавкин и глава администрации Сосновоборского городского округа Ленинградской области Дмитрий Пуляевский, сообщили в Совфеде. Говоря о социально-экономической ситуации в ЗАТО и городах-спутниках АЭС, они констатировали наличие ряда системных проблем законодательного характера.
После вступления в силу нового закона о местном самоуправлении в этих муниципальных образованиях, имеющих федеральное подчинение, произошло «раздвоение» их статуса. С одной стороны, это территории, выполняющие задачи национальной безопасности и курируемые федеральной властью, с другой – это рядовые городские округа с типовым набором вопросов местного значения. Г. Лисавкин выделил ряд серьезных проблем, явившихся для ЗАТО следствием муниципальной реформы и раздвоения их статуса. Это, в частности, сужение налоговой базы в ЗАТО. По словам Г. Лисавкина, доля собственных доходов в бюджетах ЗАТО «Росатома» за четыре года сократилась с 70% до 33%. Много вопросов вызывают теперь межбюжетные отношения. Получая около 70% средств из федерального бюджета, закрытые города «Росатома» в большинстве случаев выступают донорами по отношению к региональным бюджетам.
«ЗАТО выступают, по сути, механизмом перекачки федеральных средств в региональные бюджеты», - подытожил президент Ассоциации ЗАТО. Второй блок проблем связан с разрушением самодостаточной и комплексной социальной инфраструктуры ЗАТО и «атомных» городов, что в прежние годы служило предусмотренной законами «социальной компенсацией» за проживание в условиях закрытых территорий. Отсутствие экономических стимулов и социальных преференций привело к усилению оттока из закрытых городов и специалистов, и талантливой молодежи. Сегодня из 80% выпускников, уезжающих из ЗАТО для обучения в вузах, возвращаются работать в родные города лишь 20%. Зато, по словам Г. Лисавкина, увеличилось количество асоциальных элементов, в том числе, в закрытие города на законных основаниях, будучи владельцами жилья, возвращаются лица, судимые за особо тяжкие преступления.
Одной из ключевых причин сложившейся ситуации с закрытыми и «атомными» городами является, по мнению специалистов, отсутствие на федеральном уровне органа, отвечающего за координацию государственной политики по отношению к ЗАТО. Глава Соснового Бора Д. Пуляевский сравнил нынешнюю ситуацию с положением «разорившихся аристократов», которые получили в наследство огромное хозяйство, но не могут его достойно содержать. От стабильности в закрытых городах, заметил он, зависит очень многое, это серьезный вопрос для страны. В современных условиях, подчеркивали участники заседания, должно быть понимание на государственном уровне особого значения «закрытых территорий» для ядерно-оружейного комплекса и атомной энергетики России. По словам А. Трошина, прозвучавшие на заседании вопросы и предложения будут учтены профильными комитетами в дальнейшей законодательной работе.