6 апреля 2009

Молодёжная организация ЛАЭС: Быть иль не быть мне Гамлетом… иль Достоевским?

 В 2008 году в Молодежной организации ЛАЭС появилось новое направление – «Соционика».  Что же это за наука – соционика? Чем занимается молодежь на встречах этого направления? В чем практическая польза организации такого вида деятельности в структуре МО ЛАЭС? На эти темы мы пообщались с руководителем направления «Соционика» Евгением Огнерубовым и участниками «соционического клуба» Романом Лучко и Олегом Монзиным.

   – Олег, расскажите, пожалуйста, что же такое соционика?
   О.М.: Мы часто задаемся вопросом, почему так часто умные, порядочные, образованные люди вступают в конфликт друг с другом? Как лучше понять деловых партнеров и предвидеть действия конкурентов? Как быстро собрать психологически совместимую команду и определить место каждого в ней? Это лишь немногие из вопросов, которыми занимается молодая наука – соционика.     Так что же такое соционика? Если говорить коротко, то это наука, изучающая информационную психологию общения. Предмет изучения – психологические типы и отношения между ними (а в итоге конкретные люди – носители этих типов). Соционика доказала, что существует 16 типов личности и установила законы, по которым они взаимодействуют друг с другом. Таким образом удалось глубже понять возможности людей, их слабые и сильные стороны, принципы их психологической совместимости.

   Базируется соционика на типологии, разработанной швейцарским психоаналитиком Карлом Юнгом. Юнг ввел понятия «экстраверсия» и «интроверсия», заметив, что одни люди более открыты, общительны, их интерес направлен во внешний мир (экстраверты), а другие напротив, замкнуты, сдержанны, их интерес направлен на свой внутренний мир (интроверты). Юнг выделил четыре функции психики: мышление, эмоции, ощущения и интуицию. Он заметил, что одни люди лучше оперируют логической информацией (рассуждения, умозаключения), а другие лучше ориентируются в области человеческих взаимоотношений, их чувств. Третьи в первую очередь обращают внимание на свои ощущения (цвет, запах, осязание, слух, удобства), четвертые полагаются на свою интуицию (предчувствие, догадка, фантазия, схватывание ситуации в целом). Все это он изложил в своей работе «Психологические типы».

   Как правило, одна из четырех функций психики развита наиболее сильно, а остальные слабей. Из пары экстраверсия-интроверсия также что-то преобладает: либо человек в большей степени экстраверт, либо интроверт. Таким образом, получаются 8 типов.

   Ученица Юнга Кэтрин Майерс – Бриггс и ее дочь Изабель доработали теорию и выделили 16 типов, в зависимости от того, какая функция психики стоит на втором месте после самой сильной. Они подробно описали каждый из этих типов и разработали тест для определения типа личности, который с успехом применяется на практике по сей день (тест MBTI).

   Область психологии, которую развивали Кэтрин и Изабель Майерс Бриггс, получила название типоведения, которая в настоящее время достаточно распространена в Америке и в Европе. Многие американцы и европейцы, к примеру, знают свой тип личности. В 70-е годы исследовательница из Литвы Аушра Аугустинавичуте при помощи специальных символов построила модель психики каждого из 16 типов, или ТИМов (типов информационного метаболизма). Каждому из ТИМов было дано образное наименование соответствующей по типу известной личности или литературного героя, например, ТИМ Бальзак, ТИМ Дон Кихот, Гамлет или Достоевский. На основании своей модели Аушра показала, как эти типы будут взаимодействовать между собой, установив, что основное различие между типами состоит в том, что они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию. Наиболее значимый успех Аушры – выявление интертипных отношений, т.е. отношений, возникающих между различными типами, их тоже 16 видов. Аушра показала, почему одни типы прекрасно уживаются друг с другом, а другие конфликтуют. Все дело опять же в разнице получения и усвоения информации разными типами. Представляете, что это может дать! Теперь, зная тип человека, вы заранее можете предсказать (в определенных пределах, конечно) какие у вас с ним будут складываться отношения!

 – Роман, а как давно Вы увлеклись соционикой, и с чего началось Ваше знакомство с ней?
Р.Л.: Соционикой я интересуюсь года два. Первый раз познакомился с этой наукой, когда прослушал курс лекций профессора А.М. Ельяшевича, известного петербургского соционика, в объеме учебных часов подготовки кадрового резерва ЛАЭС. Лекции проходили в нашем учебно-тренировочном центре и назывались «Психологические аспекты управления персоналом АЭС». На данный момент, к сожалению, такие лекции не читают…

Соционикой я продолжил интересоваться и дальше, заинтересовались ей и мои товарищи. Теперь мы пытаемся изучать ее самостоятельно.

   – С чего бы Вы рекомендовали начать изучение соционики?
Р.Л.: С прочтения книг… Можно просто скачать в интернете книги, таких известных социоников как А. Аугистинавичуте, Е.С. Филатова, Т.Н. Прокофьева, В.В. Гуленко, Е.А. Горенко. Есть масса сайтов о соционике. А эффективнее всего, пожалуй, начать изучение этой науки на наших занятиях – встречах направления «Соционика».

   – Роман, используете ли вы свои знания по соционике на работе? Можно предположить, что вы «протипировали» уже весь окружающий Вас персонал…
   Р.Л.: Всех не получилось – некогда, на работе работать надо. В свободное же время пытаюсь типировать знакомых, в том числе и коллег по работе. Зато я пытаюсь применять соционику в управлении персоналом, так как я работаю мастером, и у меня есть подчиненные. Применяю и в отношениях с коллегами по работе…

   – Вы убедились, что соционика действует и предполагаемые Вами отношения между типами работают, а реальная межтипная действительность, если можно так сказать, соответствует теоретическим соционическим постулатам?
   Р.Л.: Да, я каждый день убеждаюсь в этом все больше и больше: соционика работает. Интертипные отношения работают, хотя они проявляются в коллективе не всегда, т.к. люди не всегда общаются на короткой дистанции, а вот личные качества каждого работника уже можно видеть и знать, что от него ожидать, какие ему можно давать производственные задания, с какими заданиями он будет справляться лучше, а какие ему будут даваться труднее. Я могу выбирать, кому какое дело поручить, к кому какой подход применить, кого чем можно мотивировать. В общем, суммируя, можно сказать, что соционика позволяет мотивировать персонал именно тем, что его реально мотивирует; создавать эффективные рабочие группы, зная особенности взаимоотношений разных типов; добиваться от людей максимума, сочетая интересы предприятия с вектором внутреннего развития сотрудника; видеть перспективу и реальный кадровый резерв предприятия; сделать отношения в коллективе комфортными и многое другое.

   – Евгений, расскажите о деятельности направления «Соционика» в структуре Молодежной организации ЛАЭС.
   Е.О.: Идея выделиться в отдельное направление появилась у руководителя нашей «Молодежки» Павла Гредасова, он заинтересовался идеей применения соционики в работе с молодежью, с персоналом станции вообще и предложил мне организовать это направление в структуре МО ЛАЭС, в котором мы с единомышленниками активно участвуем. Надо сказать, что молодежь МО ЛАЭС проявила большой интерес к новому направлению. Мы встречаемся раз в неделю, по четвергам, обмениваемся знаниями, кто чему научился, кто что узнал нового в плане соционики, размышляем, обсуждаем, приводим примеры из жизни, играем в ролевые деловые игры, интервьюируем, пытаемся типировать желающих (конечно, пока на своем любительском уровне), проводим исследовательскую работу…

   – Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития направления «Соционика» в структуре МО ЛАЭС? Что хотелось бы реализовать?
   Е.О: Надеюсь, что перспектива есть. Это, в первую очередь, помощь молодежи в профориентации: например, поняв, в чем ты более успешен, найти себе максимально подходящее к своему ТИМу (типу информационного метаболизма) место на станции, а может быть, перевестись в другой отдел, где работать будет легче, интересней, успешней, эффективнее. И в плане подготовки резерва тоже интересны будут данные соционических исследований. Руководство станции, отдел кадров будут получать информацию от Молодежной организации, кто из молодежи более всего подходит на ту или иную должность. Соционическое направление Молодежной организации может, например, интервьюируя новобранцев, приходящих на станцию, типировать их... Все это будет в форме рекомендаций собственно человеку - тому, кого типируем; так мы покажем ему его сильные и слабые стороны. Попутно, конечно, на основании исследования, будут даны и соответствующие рекомендации отделу кадров… Таким образом, это более качественный подход, индивидуальный, личностный подход к подбору персонала.

   Говоря же в целом, соционика позволяет выучить «язык» каждого из ТИМов, стать своего рода «полиглотами», начать лучше понимать друг друга. Если вам важно познать себя, разобраться, как жить в этом мире, понять, что вы за человек и кто вас окружает, присоединяйтесь к изучению этой науки!