Пакистан в очередной раз объявил о достигнутом соглашении с Китаем по поводу строительства блоков №№3-4 на АЭС "Чашма".
События вокруг пакистанской АЭС принимают поистине фантасмагорический оборот. На протяжении последних лет в Исламабаде регулярно сообщают о заключении соглашения с Китаем по третьему и четвёртому блокам. В Пекине с той же регулярностью категорически отказываются комментировать утверждения пакистанской стороны.
Сложность атомного сотрудничества с Пакистаном заключается в том, что эта страна владеет ядерным оружием и не признаёт ДНЯО. Строить блоки с импортными реакторами в таких государствах не позволяют строгие правила Группы ядерных поставщиков (ГЯП).
Теоретически Китай имеет возможность принять участие в расширении АЭС "Чашма". Два первых блока данной станции строились и строятся китайскими специалистами по китайским технологиям. Это возможно, так как соответствующие контракты были подписаны до вступления КНР в ГЯП, а правила группы, как известно, не имеют обратной силы - то есть, не могут применяться к соглашениям, заключённым до присоединения конкретной страны к ГЯП.
Китай и Пакистан могут доказать - или сделать вид, что доказали - что соглашения по Чашме не ограничиваются только двумя блоками. В этом случае, китайские атомщики смогут поставить на АЭС "Чашма" - и только на ней! - любое количество реакторов, исходя только из ограничений самой площадки.
Неизвестно, однако, как на такую юридическую игру отреагируют партнёры Китая по ГЯП. Возможно, именно этим обстоятельством объясняется молчание КНР. В Пекине хотели бы, с одной стороны, сохранить за своими атомщиками статус экспортёров реакторных технологий, но при этом избежать крупного международного скандала.