55 лет назад директивой Главного штаба ВМФ СССР на арктическом архипелаге Новая Земля был создан ядерный научно-испытательный полигон. Уже спустя год там был проведен первый советский подводный ядерный взрыв.
К тому времени СССР имел полигон в Семипалатинске, на востоке Казахстана. Но там можно было проводить только наземные испытания малой мощности. А «холодная война» диктовала свои условия. Нужно было дать адекватный ответ соперникам, считает главный редактор журнала «Атомная стратегия» Олег Двойников.
«После того, как американцы стали испытывать свои ядерные заряды в воздухе, в воде в СССР было решено создать полигон, на котором можно было бы испытывать аналогичные заряды и у нас. Обследовали большую территорию, — рассказал Олег Дворников, — и остановились на Новой Земле, решив, что она является наиболее подходящей для всех видов испытаний».
При выборе места для будущего полигона во внимание принимались различные факторы. Это и максимальное удаление от крупных населенных пунктов и коммуникаций. И возможность проведения испытаний в различных средах. И возможность всестороннего исследования воздействия ядерного взрыва на все виды вооружения и военной техники. Новая Земля подходила в этом смысле просто идеально.
За свою историю Новоземельский полигон «освоил» пять видов испытаний ядерного оружия: подводные, наземные, приводные, воздушные и подземные. Однако большинство из них прекратили еще в начале 60-х годов. Самый сильный взрыв на Новой Земле прогремел в 1961 году. По инициативе генсека Никиты Хрущева была спроектирована и испытана «Царь-бомба» мощностью 58 мегатонн. Взрывная волна трижды обогнула Землю, грибовидное облако поднялось на высоту 70 километров.
Надо сказать, что даже в период активной гонки вооружений Советский Союз вел строгий контроль за экологической ситуацией. И сейчас в районе полигона уровень радиации ниже допустимых норм, отмечает Олег Двойников.
«На расстоянии до 200 километров брались пробы воздуха с помощью авиации. На земле контроль был тотальный. Стоит сказать, — продолжает Олег Дворников, — что даже сегодня там ситуация такая: всего лишь около 12-14 микрорентген уровня радиации в воздухе и около 70, по-моему, на поверхности воронки последнего ядерного взрыва».
Безусловно, никакие меры предохранения не могли избавить атмосферу от загрязнения. Поэтому в 1985-м в одностороннем порядке СССР ввел мораторий на ядерные взрывы. А с 1990 года в Советском Союзе, а затем и в России вообще прекращены все виды ядерных испытаний.
Однако полигон на Новой Земле и ныне является Центральной испытательной площадкой России. На нем ведутся неядерно-взрывные, то есть гидродинамические эксперименты. Хотя Москва и ратифицировала Договор о запрещении ядерных испытаний и неукоснительно его соблюдает, но пока существует внешняя ядерная угроза, страна будет совершенствовать и свой военный потенциал. А, значит, сегодня, как и 55 лет назад, Новоземельский полигон — в полной готовности!