Судьба ОЯТ атомных станций стала в Соединённых Штатах предметом для жарких дискуссий после решения Барака Обамы о свёртывании работ по созданию долговременного хранилища в горе Юкка.
Сформированное в США независимое правительственное агентство по техническим вопросам обращения с ядерными отходами - Nuclear Waste Technical Review Board (NWTRB) - провело 23 сентября очередное заседание, посвящённое перспективам повторного использования ОЯТ. Как свидетельствует опубликованный в Нью-Йорк Таймс репортаж, члены совета до сих пор не пришли к единому мнению ни по замыканию ЯТЦ, ни по горе Юкка.
На заседании были приглашены три ведущие атомные компании, которые изложили свои взгляды на проблему. Они считают, что ОЯТ следует разделять на два потока - что-то захоранивать напрямую, а что-то возвращать в реакторы для трансмутации в более удобные для обращения вещества.
Часть экспертов возражает на это, что для создания подобной системы в США потребуются многие десятилетия. Впрочем, окончательный выбор будет зависеть во многом от характеристик мест, предлагаемых для окончательного захоронения ОЯТ и/или его компонентов.
До прихода в Белый дом команды Обамы считалось, что долговременное хранение высокоактивных отходов будет производиться в вулканических скальных породах горы Юкка. Федералы затратили на подбор подходящего места 10,4 млрд долларов. Против проекта грудью встал штат Невада, и сам Барак Обама в предвыборных речах высказывался по нему достаточно негативно.
В феврале этого года Обама предложил сократить практически до нуля бюджетное финансирование проекта "Гора Юкка" и пообещал создать комиссию для изучения альтернатив. Но даже это обещание новый американский президент исполнить не смог. Комиссия по деятельности и задачам космического агентства НАСА, чьё создание было продекларировано в том же месяце, уже приступила к работе, а вот комиссии по ОЯТ до сих пор не существует.
Всё, что связано с атомной энергетикой, вызывает в США немало споров. Источники в отрасли предсказывают, что решения по ОЯТ не стоит ожидать до промежуточных выборов 2010 года. Дело в том, что комиссия - в каком бы составе она ни была создана - может порекомендовать реанимацию горы Юкка, а это, несомненно, повлияет на итоги выборов в целом ряде штатов.
Правительство США не отзывает поданную ранее заявку на получение для невадского хранилища, несмотря на замораживание финансирования проекта. Лидер сенатского большинства Гарри Рейд, считающийся одним из самых опасных врагов горы Юкка, настаивает, что проект должен получить небольшую сумму в следующем году для своего закрытия, после чего в его бюджет не должен поступить ни единый федеральный доллар.
Финансирование - это ещё больной вопрос, наравне с тем, что же собственно делать с американским ОЯТ. В начале 80-ых годов правительство подписало контракты со всеми атомными генерирующими компаниями. В них говорилось, что в 1998 году министерство энергетики начнёт принимать у АЭС отработавшее топливо, а станции будут выплачивать деньги - по 0,1 цента с каждого киловатт-часа - в специализированный фонд ядерных отходов.
Но без горы Юкка администрация США оказывается не в состоянии приступить к выполнению своей части обязательств в обозримом будущем. В июле этого года ряд компаний уведомили правительство, что планируют прекратить отчисления в отходный фонд, и в этом их поддержали муниципальные органы сразу нескольких штатов.
В американском фонде ядерных отходов на данный момент накопилось 22 млрд долларов. В отрасли раздаются голоса, что эти деньги должны быть вложены в создание новых технологий для переработки ОЯТ.
Но удастся ли сделать это в условиях, когда соответствующие федеральные ведомства попали в водоворот неопределённости? Кристофер Кутс, и.о.директора отделения гражданских радиоактивных отходов в министерстве энергетики, сообщает, что ему придётся уволить 2000 человек за 18 месяцев, а оставшиеся 700 сотрудников заняты поисками другой, более надёжной работы.
Отделение Кутса продолжает отвечать со стороны правительства за прохождение заявки на создание хранилища в горе Юкка, но, будучи лишённым сил и средств, не в состоянии отвечать на все возникающие у регуляторов вопросы. Таким образом, сам факт пригодности невадской площадки для многовекового хранения ОЯТ может в итоге остаться неподтверждённым.
Агентство NWTRB, проводящее три раза в год открытые для публики заседания, понимает всю остроту ситуации и хотело бы сосредоточиться на поиске альтернативных выходов. Один из них общеизвестен - строительство реакторов, способных дожигать топливо из легководных АЭС, получая при этом дополнительные объёмы электроэнергии и снижая концентрации долгоживущих изотопов.
Эрнест Мониз, бывший заместитель министра энергетики США и нынешний профессор в Массачусетском технологическом институте, отстаивает перед комиссией точку зрения противников замыкания цикла. Он считает, что идея о повторном использовании ОЯТ пользовалась популярностью в далёком прошлом, когда наблюдалась нехватка урана: "Но теперь, грубо говоря, мы обеспечены ураном на долгие, долгие годы".
Профессор геологии из университета Мичигана Родни Эвинг призывает безотлагательно решить проблему ОЯТ, иначе атомная энергетика не сможет занять своё место в рядах борцов с глобальным потеплением. Но если говорить о захоронении отработавшего топлива, то выбор для него места должен делаться, исходя из научно-технических, а не политических соображений.
А если обращаться к техническим экспертам, то именно у них есть конкретные претензии к горе Юкка. Более всего, их беспокоят химические условия на площадке, а также представляющие угрозу вымывания отходов на поверхность подземные потоки воды.