15 октября в Минске в рамках XIII Белорусского энергетического и экологического конгресса состоялся круглый стол по вопросам развития ядерной энергетики.
Заведующий лабораторий Объединенного института энергетических и ядерных исследований "Сосны" Национальной академии наук Беларуси Александр Трифонов, затронув проблему экологических и медицинских критериев влияния АЭС на окружающую среду, в том числе на здоровье человека, сослался на данные зарубежных ученых. "В одном научном немецком журнале подсчитали, сколько может быть потеряно человеко-лет на один мегаватт мощности при выработке разных источников энергии, — сказал он. — Самый худший вариант — это бурые угли, где может быть потеряно около 150 человеко-лет на один мегаватт. При получении энергии от АЭС может быть потеряно около 10 человеко-лет на один мегаватт мощности".
Заместитель генерального директора института Анатолий Якушев предостерег участников круглого стола от манипулирования цифрами: "Нельзя так легковерно относиться к подобным вещам. Есть достаточно много специалистов, которые "нарисуют" вам любую цифру".
По мнению генерального директора института Вячеслава Кувшинова, уже впору писать критику на критику ОВОС (предварительный отчет об оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС), "потому что там весьма много натяжек".
Ведущий научный сотрудник института "Сосны" Алий Малыхин: "Когда решают физическую или математическую задачу, ставят начальное и конечное условие. Так вот, поставьте начальное "что есть в Беларуси" и сформулируйте, что вы хотите получить? Если вы готовы топить дровами и сжечь за год все леса, вернувшись в XIX век, то да, атомная энергетика не нужна. Но если вы хотите жить хотя бы на сегодняшнем уровне, то без атомной энергетики не обойтись".
Корреспондент БелаПАН попросил Вячеслава Кувшинова пояснить, как планируется утилизировать или перерабатывать отработавшее ядерное топливо. В Островце, на обсуждении ОВОС, представитель российского холдинга "Атомстройэкспорт" Александр Глухов заявил, что в Беларуси будет построено хранилище отработанного ядерного топлива. В то же время, в ОВОС об этом ничего не говорится.
Вячеслав Кувшинов: "В ОВОСе, действительно, не много об этом сказано. К концу года будет разработана стратегия по отработавшему ядерному топливу и весной 2010-го — по радиоактивным отходам. После чего соответствующие статьи будут включены в соглашения и контракты с россиянами. Так что, в каком-то смысле об этом рано говорить. Страны идут здесь разными путями. Некоторые — по пути отложенного решения, ожидая появления реакторов на быстрых нейтронах. Поскольку они не только жгут топливо, но и воспроизводят его, проблема отходов в значительной степени будет решена.
Стандартный путь для отработавшего топлива — отправляется в страну производителя и там перерабатывается. Остается гораздо меньший объем этого топлива, в котором очень много ценных элементов, которые могут быть использованы для радиоактивных источников. Сейчас изотопов в мире не хватает, стоимость, к примеру, технеция выросла на мировом рынке в четыре раза. А в отработавшем топливе этот и другие ценные элементы есть, только бери, капсулируй и используй. На самом деле, еще не известно, будет ли Россия нам отдавать эти ценные материалы?"