AP-1000 отстаёт от EPR-1600 в заочном споре за место на британском рынке. Регулирующий орган Соединённого королевства, изучающий эти два современных западных проекта, выдвинул четыре претензии американцам и только две французам.
В американском проекте недовольство британских регуляторов вызывает защитная оболочка, а именно указанный в документации модульный принцип её изготовления. Британцы настаивают либо на внесении в проект изменений, либо на проведении программы дополнительных исследований в обоснование проектных решений по оболочке.
Защитная оболочка в AP-1000 призвана укрывать внутренний контейнмент от внешних воздействий - таких, как ураганы, торнадо и пр. - а также выступать в качестве дополнительного защитного барьера, не позволяющего радиоактивным веществам выходить в окружающую среду. Она служит опорой для бассейна с охлаждающей водой, сливающейся в активную зону в случае серьёзных аварий с потерей расхода теплоносителя (одно из применённых в проекте пассивных средств безопасности).
Подножку американцам в Великобритании подставили американские регуляторы. До тех пор, пока комиссия по ядерному регулированию США не заявляла о своих претензиях к защитной оболочке AP-1000 публично, их британские коллеги были склонны рассматривать проблему оболочки как "наблюдение", но теперь ей может быть присвоен статус "проблемы".
В Соединённом королевстве регуляторы прибегают к трёхбалльной системе маркировки замечаний, которые могут возникать при лицензировании проектов энергоблоков.
Технический вопрос (Technical Query, TO) - самое слабое из возможных замечаний.
Регуляторное наблюдение (Regulatory Observation, RO) - следующее по силе замечание.
Регуляторная проблема (Regulatory Issue, RI) - предельная степень недовольства регуляторов тем или иным аспектом проекта. При наличии неразрешённых RI лицензирование проекта может закончиться неудачей.
До появления публичного заявления американских регуляторов об имеющихся у них вопросах к защитной оболочке AP-1000, британцы рассматривали ситуацию с оболочкой как RO, однако теперь она может быть переквалифицирована как RI, что ставит весь процесс лицензирования AP-1000 в Соединённом королевстве под угрозу.
Вопрос номер два, по которому у британской службы атомнадзора возникло недопонимание, касается пироклапанов (squib valve), применяющихся в AP-1000. Пироклапаны служат для обеспечения быстрого выхода жидкости, находящейся в сосуде или контуре под давлением. Это клапаны однократного действия, то есть после срабатывания они подлежат замене.
Британские регуляторы высказывают сомнения по поводу выбранных в проекте AP-1000 геометрических размеров пироклапанов и требуют от "Вестингауза" представить дополнительные обоснования. Более того, регуляторы крайне раздражены тем, что американская компания не принимает их претензии с должной серьёзностью, и обещают "Вестингаузу" крупные неприятности, если ответы на заданные вопросы так и не будут получены.
Пироклапаны широко применяются в других, неатомных отраслях промышленности, но, как правило, их размеры невелики. Для проекта AP-1000 выбраны пироклапаны на 8 и 14 дюймов, и их надёжность ещё предстоит доказать. Проблеме пироклапанов в британском надзорном органе присвоен статус RO.
Две оставшиеся претензии к проекту AP-1000 связаны с учётом человеческого фактора и анализом внешних опасностей. Британцы и американцы не могут найти общего языка по определению человеческого фактора, в частности, как именно он должен быть отражён в анализе безопасности.
В отличие от AP-1000, к французскому проекту EPR-1600 в Великобритании выдвинуто всего две претензии, зато одна из них носит блокирующий статус RI. Она касается известных сложностей группы AREVA с системами АСУ ТП для атомных энергоблоков. Впрочем, французы внимательно выслушивают все пожелания британских регуляторов и обещают внести в свой проект все необходимые дополнения.