27-29 октября 2009 года в Обнинске прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Состояние и развитие Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации», организованная НПО «Тайфун» по инициативе ГК «Росатом» и Росгидромета.
Открытие конференции.
На фото (слева направо): мэр г. Обнинск Шубин Н.Е.,
директор НПО "Тайфун" Шершаков В.М.,
директор Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК "Росатом" Агапов А.М.
В работе конференции участвовали 140 человек – представители ГК «Росатом», ФМБА, МЧС и Минобороны России, Минпромторга, Росгидромета, Ростехнадзора, РАН, а также органов власти Приморского и Красноярского края, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Томской, Челябинской, Волгоградской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, а также специалисты из Беларуси, Германии и Украины.
Обсуждено 63 доклада о создании, функционировании и развитии ЕГАСКРО в 2001-2008 годах, а также об основных результатах выполнения соответствующих мероприятий Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ).
Пленарное заседание
Организационно-функциональная структура ЕГАСКРО строится на базе действующих и вновь создаваемых ведомственных (отраслевых) и территориальных подсистем, объединяемых в единую государственную систему на основе организационно-технической и информационной совместимости. В 2001-2008 годах была проведена значительная работа по созданию нормативной, методической, технической, информационной и программно-математической базы создания ЕГАСКРО, ее ведомственных и территориальных подсистем. Организованы ведомственные информационно-аналитические центры, в 2010 году планируется завершить создание Главного информационно-аналитического центра ЕГАСКРО. Объектовые АСКРО действуют на десятках предприятий. В Москве, Архангельской, Тверской, Калужской, Томской, Мурманской, Ленинградской, Челябинской, Волгоградской областях, а также в Красноярском крае создаются или уже функционируют территориальные подсистемы.
На конференции отмечалось, однако, что развитие ЕГАСКРО сдерживается отсутствием нормативно-правовых документов федерального уровня, регламентирующих информационное взаимодействие между структурами различной ведомственной подчиненности, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ФЦП ЯРБ не предусмотрена задача создания ЕГАСКРО как единой государственной системы и не определен государственный заказчик, ответственный за такие работы. Сложившаяся ситуация может привести к тому, что ЕГАСКРО распадется на отдельные подсистемы без необходимой координации и взаимодействия в аварийных ситуациях. Правительством РФ не определены порядок организации и функционирования системы государственного контроля радиационной обстановки на территории РФ и полномочия осуществляющих его органов.
Работа секции
Ведомственные и создаваемые территориальные подсистемы используют разнотипные измерительные и программно-технические средства, алгоритмы обработки, передачи, представления и ведения банков данных, что существенно усложняет их информационное сопряжение в рамках ЕГАСКРО. Нет нормативных документов, определяющих перечень необходимой информации о радиационной обстановке в аварийных ситуациях для принятия решения о защите населения и окружающей среды, а также единых требований к техническим и программно-техническим средствам АСКРО. Возможность применения авиационных и автомобильных средств радиационной разведки в условиях чрезвычайных ситуаций радиационного характера сдерживается отсутствием соответствующей методической базы.
С учетом состоявшегося обсуждения работ, связанных с созданием ЕГАСКРО, а также имеющихся проблем, были выделены актуальные направления дальнейшей деятельности:
– разработка системы взаимосогласованных нормативных правовых актов, определяющих порядок создания, построения и функционирования ЕГАСКРО (как отдельных участков и подсистем, так и системы в целом);
– подготовка предложения о внесении в ФЗ «Об использовании атомной энергии» изменений, предусматривающих создание интегрированной системы наблюдений, оценки и прогноза радиационной обстановки на территории страны на основе информационного сопряжения систем радиационного мониторинга ГК «Росатом» и Росгидромета.
– разработка, согласование с заинтересованными сторонами и введение в действие регламента сбора и представления данных в ЕГАСКРО, устанавливающего порядок информационного взаимодействия всех участников системы с Главным информационно-аналитическим центром ЕГАСКРО;
– обеспечение создания и функционирования базовой территориальной подсистемы радиационного мониторинга в составе ЕГАСКРО (функциональная подсистема мобильной радиационной разведки, сеть автоматических спектрометрических пунктов, аналитических лабораторий и т.д.);
– разработка общих подходов к созданию систем мониторинга параметров безопасности жизнедеятельности населения и интеграции их с другими информационными системами органов государственной власти;
– создание и обеспечение доступа через Интернет в информационные банки данных о разработках методик, программного и математического обеспечения, картографической основы геоинформационных систем;
– разработка методических рекомендаций по применению авиационных средств радиационной разведки в условиях чрезвычайных ситуаций;
– обеспечение создания объектовых АСКРО на всех предприятиях, имеющих радиационные объекты I и II категории потенциальной радиационной опасности;
– разработка и согласование со всеми заинтересованными организациями регламента обеспечения и контроля качества данных в ЕГАСКРО для сопоставимости результатов наблюдений;
– использование данных АСКРО и ЕГАСКРО в целом для определения дозовых нагрузок на население при нормальном режиме эксплуатации радиационно-опасных объектов;
– разработка в рамках ЕГАСКРО автоматизированных методик обоснования принятия решений на основе данных, характеризующих радиационную обстановку, и прогнозов ее изменения.