На российских атомных станциях с реакторами типа РБМК в ближайшее время начнется использование ядерного топлива нового типа – с повышенным обогащением урана.
Такое топливо более эффективно как с экономической, так и с технологической точки зрения. Об этом было заявлено на выездном совещании Совета по ядерной безопасности АЭС с канальными и быстрыми реакторами концерна «Росэнергоатом», прошедшем на Ленинградской АЭС.
Первая опытная партия из двухсот ЭТВС (уран-эрбиевая тепловыделяющая сборка), выполненных по новой технологии, прибудет до конца этого года на ЛАЭС и впервые будет опробована на втором энергоблоке. По словам главного инженера ЛАЭС Константина Кудрявцева, к настоящему времени эксплуатирующая организация уже получила разрешение Ростехнадзора на начало использования новых сборок.
Как отметил председатель Совета по ядерной безопасности АЭС с канальными и быстрыми реакторами – заместитель директора департамента по эксплуатации АЭС с канальными и быстрыми реакторами «Росэнергоатома» Анатолий Егоров, такие топливные сборки более совершенны по показателям безопасности и экономической эффективности.
– Уран-эрбиевое топливо с обогащением 2,4 процента по урану U-235 начали использовать на энергоблоках РБМК-1000 в 1996 году. В то время срок службы таких топливных сборок составлял 4 года. С тех пор обогащение урана в ТВС увеличилось до 2,8 процента, а время их «работы» в активной зоне – в 1,5 раза. Таким образом, эксплуатация более обогащенного топлива повысила эффективность топливоиспользования до 60 процентов, – отметил он.
Господин Егоров также отметил, что в настоящее время на энергоблоках РБМК используется уран-эрбиевое топливо с одинаковым обогащением урана U-235 по всей высоте топливной сборки.
– Новое же топливо, – подчеркнул Егоров, – будет иметь профилированное обогащение: 3,2 процента в центре и 2,5 процента в верхней и в нижней его частях, то есть в среднем обогащение будет составлять 3 процента. Это позволит сэкономить порядка 6 процентов ценного топлива, урана U-235, без уменьшения эффективности топливоиспользования и при этом увеличить продолжительность эксплуатации ЭТВС до 8-10 лет.
После тщательного анализа эксплуатационных свойств нового типа топлива специалисты примут решение о его дальнейшем внедрении в эксплуатацию и на других реакторах энергоблоков типа РБМК-1000.