В Электрогорском научно-исследовательском центре по безопасности атомных электростанций (ОАО «ЭНИЦ») завершены экспериментальные исследования, являющиеся новым этапом в обосновании безопасности реакторов типа РБМК в аварийных ситуациях. Работа выполнялась под научным руководством ОАО «НИКИЭТ». Как сообщили в ЭНИЦ, первый этап исследований был завершен в 2005 году экспериментом на полномасштабном стенде ТКР (технологический канал – разрыв), рабочий участок которого содержит натурный фрагмент кладки РБМК-1000 с 25 топливными каналами в графитовых колоннах.
Нынешний этап исследований связан с необходимостью обоснования безопасности реакторов РБМК в случае появления дефекта канальной трубы в процессе длительной эксплуатации энергоблока. В эксперименте были реализованы наиболее неблагоприятные условия протекания аварии, инициированной разрывом ТК вследствие аварийного перегрева канальной трубы. Предварительные эксперименты на установке ТКР-Ф с разрушением макета ТК с искусственно нанесенным дефектом (утонением стенки) канальной трубы подготовили условия для реализации разрыва ТК в полномасштабном эксперименте, который был осуществлен на стенде ТКР.
В процессе эксперимента системой исследовательских измерений регистрировались тепло-гидравлические параметры теплоносителя, температура и деформация труб ТК, температура и перемещения графитовых блоков. Были получены качественно новые, уникальные экспериментальные данные, необходимые для верификации и аттестации компьютерных кодов, моделирующих аварийные процессы в активной зоне РБМК и использующихся при обосновании безопасности АЭС с РБМК. Экспериментальные исследования в ЭНИЦ будут продолжены в соответствии с утвержденной концерном «Росэнергоатом» программой работ на стенде ТКР.