Формальные и неформальные группы развивающихся стран, сложившиеся в МАГАТЭ, не могут справиться с предубеждённостью, которая сложилась у них против любых инициатив, подразумевающих интернационализацию топливного цикла.
Не стало исключением и российское предложение о создании гарантийного запаса урана в Ангарске. Хотя в конечном итоге оно было принято на ноябрьской сессии совета управляющих МАГАТЭ, но только голосованием, а не на консенсусной основе.
Аргументация стран третьего мира не претерпевает значимых изменений. Любые движения в сторону международных подходов для ЯТЦ рассматриваются в развивающихся странах как ползучую экспансию под основы ДНЯО. В договоре нет прямого запрета на обогащение урана, и отказываться от своих прав на обогащение третий мир не намерен.
Надо признать, что Россия сделала всё возможное для успокоения оппозиции. Источник AtomInfo.Ru в Вене утверждает, что в проекте соглашения о гарантрезерве между Россией и МАГАТЭ нет ни слова о дискриминации.
От потенциальных покупателей гарантийного урана требуется лишь соблюдать устав МАГАТЭ, не иметь ядерного оружия, использовать его (уран) только в мирных целях и не заниматься перепродажей в другие страны полученного из резерва урана.
Неудивительно, что против российского предложения проголосовал Пакистан. Требование к покупателю "не иметь ЯО" полностью исключает эту страну из списка потенциальных пользователей российского резерва.
Что касается остальных недовольных, то у них есть доводы, к которым можно было бы прислушаться. Российский гарантрезерв в его нынешнем состоянии предназначается для тех клиентов, кто по политическим причинам был вынужден прервать все связи со своими традиционными поставщиками ядерного топлива.
Это ситуация малореальная и практически не реализуемая. Третий мир хотел бы видеть в топливных банках страховку от более вероятных событий - например, от краха поставщика в результате банкротства или остановки его производств под ударами стихии.
Не обращать внимания на доводы оппонентов было бы неправильно. МАГАТЭ - это место, где регулярно машут кулаками после драки. Российское предложение получило одобрение от совета управляющих, но вступит в силу только после подписи гендиректора агентства.
Но захочет ли Юкия Амано, меньше месяца назад вступивший на должность главы МАГАТЭ, начинать свою деятельность на этом посту с подписания документа, который отказалась поддержать большая группа стран? Ответа на этот вопрос не знает никто, включая и самого свежеиспеченного гендиректора.