18-19 ноября в Челябинске состоялся Третий региональный форум-диалог «Атомные производства, общество, безопасность – 2010» организованный Общественным советом ГК «Росатом», Российским экологическим конгрессом и администрацией Челябинской области. В форуме приняли участие представители ГК «Росатом» и ФГУП «ПО «Маяк», Правительства и Общественной палаты Челябинской области, научных и общественных организаций.
В центре внимания участников мероприятия были вопросы безопасности функционирования ядерных объектов на примере более чем 60-летней деятельности ФГУП «ПО «Маяк» – первого предприятия отечественной атомной отрасли. Были рассмотрены вопросы реализации Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ), в рамках которой решаются первоочередные задачи обеспечения радиоэкологической безопасности в районе размещения предприятия, и специальных экологических программ по реабилитации загрязненных территорий. Делегаты форума также обсудили использование передовых технологий по безопасному обращению с РАО и ОЯТ, вывод из эксплуатации ядерных объектов и переход к окончательной изоляции (захоронению) РАО.
Ответственный секретарь Общественного совета ГК "Росатом" Игорь Конышев и председатель Российского экологического конгресса Сергей Барановский в президиуме пленарного заседания
Впервые с начала проведения региональных форумов-диалогов ГК «Росатом» с общественностью первое лицо ядерного предприятия – генеральный директор ПО «Маяк» Сергей Баранов – присутствовал на заседаниях от начала и до конца мероприятия. «Это беспрецедентный факт, – отметил председатель Российского экологического конгресса Сергей Барановский.
Сергей Баранов представил доклад «Обеспечение радиоэкологической безопасности в районе расположения ФГУП «ПО «Маяк» в свете реализации Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Он отметил, что экологические проблемы «Маяка», в основном, несовершенством технологий обращения с жидкими РАО в начальные года реализации Атомного проекта СССР, выделил главные стратегические пути решения проблем – развитие технологий отверждения ЖРО и обеспечение безопасных условий их хранения и захоронения.
По словам Сергея Баранова, на площадке предприятия и прилегающих территориях, начиная с 1951 года, ведется полномасштабный радиоэкологический, гидрологический и гидрогеологический мониторинг. Согласно полученным данным, сегодня радиоэкологическая ситуация в районе ПО «Маяк» удовлетворяет санитарным требованиям и характеризуется «стабильностью с отчетливой тенденцией к улучшению».
Генеральный директор «Маяка» уделил особое внимание обеспечению безопасности Теченского каскада водоемов в рамках ФЦП ЯРБ. В 2009 году завершены работы по реконструкции замыкающей плотины ТКВ, что служит гарантией ее надежности. А пуск первой очереди общесплавной канализации значительно способствует стабилизации водного баланса ТКВ. Таким образом, ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» успешно решает первоочередные задачи обеспечения радиоэкологической безопасности в районе размещения ПО «Маяк».
Главный инженер ФГУП «ПО «Маяк» Дмитрий Колупаев рассказал о деятельности предприятия по обращению с отработавшим ядерным топливом, в частности, в рамках международной программы репатриации российского топлива исследовательских реакторов. По его словам, такое топливо, поступив на ПО «Маяк», практически сразу «поступает на переработку, извлеченный уран сразу же направляется на фабрикацию топлива для АЭС, а отходы подвергаются мобилизации посредством остекловывания». Для каждого вида отходов предусмотрена своя, строго контролируемая, система обращения.
Докладчик подробно остановился на технологии остекловывания РАО, реализуемой на «Маяке». Помимо использования традиционных печей остекловывания, сегодня разрабатывается технология с применением малогабаритных плавителей типа «холодный тигель. Она позволит «расширить ассортимент, использовать разные композиции стекломатриц для разных видов отходов (таким образом, создать более гибкую систему обращения с РАО») и, главное, перейти на матрицы следующего поколения – минералоподобные керамические матрицы».
За счет переработки возвращенного российского топлива финансируются специальные экологические программы, реализуемые в Челябинской области, которые представила заместитель министра радиационной и экологической безопасности региона Татьяна Мешкова. Она подробно рассказала о двух экологических проектах – по реабилитации поймы реки Течи в районе села Муслюмова и по рекультивации непосредственно территории села. Правительство челябинской области на сегодняшний день получило 290 млн рублей на реализацию этих проектов. Уже реабилитировано 4 км поймы Течи, озеленено 1,5 км. На территории села Муслюмова снесено 522 домовладения и объекты соцкультбыта; 110 га земель засеяно луговыми травами. В будущем, до 2015 года, по словам замминистра Челябинской области, предусмотрено «проведение работ социального плана на территории населенных пунктов, расположенных на берегу Течи. Это проведение водопроводов и строительство внутрипоселковых дорог». На территории Восточно-Уральского радиоактивного следа планируются лесохозяйственные мероприятия, прежде всего, противопожарные.
Татьяна Ашихмина, зав. кафедрой хими ВятГГУ, Президент Кировского Зеленого Креста. Доклад на пленарном заседании
Сотрудник ИБРАЭ РАН Виктор Дорогов посвятил свое сообщение развитию законодательства по обращению с ОЯТ. Он отметил, что государственная политика предусматривает создание системы, в основе которой лежат «технологии долгосрочного хранения, как способ оптимизации обращения с ОЯТ, и переработки топлива». При ее создании необходимо учитывать вопросы «безопасности, нераспространения, эффективности применяющихся технологий и достаточности финансовых средств. Кроме того, система обращения с ОЯТ должна быть увязана с перспективами развития атомной энергетики, международного рынка топливных услуг, использования новых материалов и фактическим содержанием новой технологической платформы».
К 2015 году, по словам докладчика, предполагается обеспечить соответствующую нормативно-правовую базу, в первую очередь – федеральный закон об обращении с ОЯТ. Проект такого закона уже дважды был разослан предприятиям атомной отрасли на согласовании.
Проектом предусмотрен запрет использования ядерного топлива, для которого не решена технологическая схема обращения с ОЯТ. Такие схемы «предусматривают хранение (в том числе долгосрочное), переработку, обращение с продуктами переработки».
Виктор Дорогов подчеркнул, что финансирование всех стадий обращения должен производитель ОЯТ. По его словам, к 2011 году будет проведена оценка стоимости полного цикла обращения с ОЯТ (предусматриваются варианты как хранения, так и переработки). В конечном итоге, «будет сформирована система товарно-денежных договорных отношений, построенная на основе принципа «наработчик платит».
Вопросы обращения с РАО и ОЯТ – одни из наиболее «чувствительны», остро волнующих местное население. Тем не менее, как было отмечено в докладе заведующей лабораторией прикладной политологии и социологии Челябинского института Уральской академии государственной службы Галины Соколовой, опросы показывают: в целом по региону проблема радиационного загрязнения регионе по важности занимает восьмое место, на «проблемных» территориях – шестое. Главными остаются проблемы экономического плана, несмотря на то, что материальное положение населения «несколько улучшилось, увеличилась степень удовлетворенности своей жизнью (на 10-15%)».
Александр Мысин, сотрудник Уральского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. Доклад на пленарном заседании.
Поскольку экономические вопросы больше всего волнуют жителей, руководитель эколого-правового центра «Беллона» (Санкт-Петербург) Александр Никитин на «круглом столе» под названием «Атомные производства и общественное мнение» призвал исследовать экономическую составляющую деятельности по обращению с РАО и ОЯТ. «Росатом должен четко прояснить две позиции, – сказал он. – Сколько денег зарабатывает «Маяк» на переработке ОЯТ и сколько при этом образуется РАО. Что получаем «на выходе» – мы в плюсе или в минусе?». То же самое, по словам выступавшего, относится к подземной закачке ЖРО: «Даже если это безопасно – непонятно, почему не использовать другие методы? Давайте говорить об экономике, нужны цифры, факты».
Касаясь проекта закона об обращении с РАО, Александр Никитин отметил, что общественные группы, с которыми связана «Беллона», недовольны отсутствием в документе четких норм по привлечению общественности к принятию окончательных решений по обращению с РАО, а также невозможностью общественного контроля ввоза источников ионизирующего излучения на территорию России из-за рубежа. Кроме того, он назвал не до конца отрегулированным деление отходов на накопленные и эксплуатационные: «Не все РАО, накопленные до закона, должны быть возложены на бюджет, на налогоплательщиков. Государство должно рассчитываться за военные программы, а не за коммерческие проекты Росатома и концерна «Росэнергоатом».
Подводя итоги форума-диалога, Сергей Барановский отметил высокий уровень и актуальность сообщений, представленных учеными, а также присутствие на мероприятии самых разных общественных организаций – как крупных сетевых общероссийских объединений, так и небольших, иногда даже просто групп «неравнодушных людей. Значит, нам все-таки удается вовлечь в диалог достаточное количество людей, представляющих достаточные массы разных слоев общества», – сказал он.