Закупки российских госведомств нужно перевести на контрактную систему, а действующий сейчас 94-й закон вообще отменить. С таким предложением выступило Минэкономразвития. Несмотря на то что инициатива уже получила критическую оценку Федеральной антимонопольной службы, эксперты считают ее вполне целесообразной.
Разговоры о том, что систему госзаказа нужно серьезно реформировать, идут в России на протяжении последнего десятка лет. В 2005 году появился действующий ныне 94-й закон о госзакупках, который заставил чиновников делать все закупки на торгах. Но со временем стало ясно, что проблему коррупции закон не решил, а сложностей создал массу. В ноябре прошлого года на ситуацию обратил внимание президент Дмитрий Медведев. Он заявил, что при проведении госзакупок в неизвестном направлении ежегодно утекает около 1 трлн рублей и потребовал отредактировать профильный закон.
В конце февраля свой проект поправок в 94-й ФЗ представила Федеральная антимонопольная служба. В числе предложенных ФАС новаций были такие, как частичная централизация закупок на уровне отраслевых ведомств, введение расходных лимитов при покупке товаров бизнес-класса и упрощенной системы расторжения контрактов при их неэффективном исполнении. Минэкономразвития решило пойти еще дальше, предложив вообще отказаться от злополучного 94-го закона и ввести федеральную контрактную систему.
Концепция нового законопроекта предполагает, что отраслевые министерства и ведомства будут не только планировать госзакупки и размещать заказы, но и контролировать результаты торгов. Кроме того, будут созданы федеральные библиотеки ориентировочных контрактов и методики определения цен. Вместе с этим госзаказчикам предлагается дать большую свободу выбора при определении формы госконтракта и способа проведения закупок.
По мнению некоторых экспертов, инициатива Минэкономразвития вполне целесообразна и своевременна.
- Основной плюс федеральной контрактной системы в том, что она целиком регулирует весь закупочный цикл, - заявила "Известиям" Ирина Кузнецова, директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. Соловьева при Высшей школе экономики. - К примеру, планирование закупок позволит ликвидировать саму идею приобретения золотых кроватей, роскошных автомобилей, дорогой мебели или предметов интерьера за бюджетный счет. Еще один момент - мониторинг результатов. Сейчас мы оцениваем эффективность закупок только по одному параметру - экономии средств. А что получается на выходе - уже никого не интересует. Федеральная контрактная система исправляет этот недочет.
Как считают эксперты, преимущество ФКС также состоит в том, что она будет реально стимулировать развитие рынков.
- Мы анализировали статистику за 2010 год и предыдущие периоды. Оказалось, что среднее количество заявок на торги за это время не увеличилось. Каким оно было в 2004 году - две с лишним заявки, таким и осталось, - говорит Ирина Кузнецова. - Поставщики просто не хотят участвовать в торгах, потому что сейчас на госзаказ наравне с добросовестными фирмами может выйти любое ООО "Рога и копыта". Причем оно наверняка одержит победу. Введение ФКС подразумевает, что заказы будут доставаться исключительно поставщикам, которые имеют квалификацию, опыт и репутацию на рынке.
Однако с необходимостью перехода на федеральную контрактную систему согласны не все. В частности, Федеральная антимонопольная служба, обнародовавшая свой пакет поправок в действующий 94-й закон, уже выступила с резкой критикой разработанной Минэкономразвития концепции. Как заявил "ИНТЕРФАКСу" начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев, законопроект, если он будет принят, приведет к резкому всплеску коррупции. "Минэкономразвития предлагает позволить заказчику произвольно выбирать способ размещения заказа, закрепить возможность менять условия контракта по соглашению сторон и ввести другие коррупционные нормы", - отметил Евраев.
По мнению руководителя Центра эффективных закупок "Тендеры.ру" Кирилла Кузнецова, такая реакция ФАС вполне предсказуема, так как антимонопольная служба отстаивает идею проведения электронных аукционов и какие-либо компромиссы в этом вопросе ее не устроят.
- Мне кажется, переход на федеральную контрактную систему - это плюс, - говорит Кузнецов. - Что же касается высказанных ФАС опасений, то все будет зависеть от того, насколько грамотно будет написан закон. Допустим, заказчикам позволят выбирать способ размещения заказа. Но это не значит, что свобода обернется вакханалией и коррупцией. Есть рамки применения той или иной процедуры. Если они будут четко прописаны, никаких нарушений не будет.
Одобряя саму идею введения федеральной контрактной системы, эксперты расходятся во мнении по поводу судьбы 94-го закона. Впрочем, и в самом ведомстве Эльвиры Набиуллиной пока нет единой точки зрения на этот счет. Возможно, после детального обсуждения вопроса 94-й закон все-таки не будет ликвидирован, а станет элементом федеральной контрактной системы.
Зарубежный опыт
Национальные контрактные системы действуют в таких странах, как США и Великобритания. В Штатах объем бюджетных средств, которые управляются в рамках федеральной контрактной системы, составляет более 500 млрд долларов. Участниками ФКС выступает более 160 тыс. коммерческих организаций. Нормативно деятельность ФКС США регулируется Федеральными правилами планирования, размещения и исполнения государственного заказа, которые содержат, по разным подсчетам, от 3200 до 4300 норм. Деятельность федеральной контрактной системы координирует офис государственного заказа США - структурное подразделение административно-бюджетного управления страны. Непосредственно за процессом следят специальные люди - контрактные офицеры.
В Великобритании всеми госзакупками руководит управление по делам государства, подведомственное Казначейству. Именно оно оценивает необходимость проведения тех или иных госзакупок для каждого ведомства. Это же управление занимается отбором проектов, сопровождением процесса размещения госзаказа и управлением контрактами.
Ведомства ответят за госзакупки
О том, как должна работать федеральная контрактная система, "Известиям" рассказал заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев.
Известия: В чем новация законопроекта?
Алексей Лихачев: В нем описывается весь цикл государственного и муниципального заказа: от этапов прогнозирования до получения результатов. Еще одна новация - структуризация рынков закупок и возможность в рамках этих рынков определять и выбирать инструменты размещения заказов. В одних случаях это будут простые процедуры: электронный аукцион, открытый конкурс. В других - более сложные, обеспечивающие качественный подход к отбору поставщика, позволяющие бороться с демпингом, иметь возможность расторгать контракт, если заказчик подозревает, что договор может быть не исполнен. При этом свобода, которую заказчику предоставляет федеральная контрактная система, будет уравновешена повышением его ответственности.
Известия: В США, где уже действует национальная контрактная система, госзакупки курирует единый орган - офис государственного заказа. Планируется ли создание такого ведомства у нас?
Лихачев: Нет. В проекте закона, подготовленного Минэкономразвития, заложен иной подход. Предлагается централизовать госзакупки на уровне отдельных ведомств и усилить отраслевой подход в подготовке всей нормативной базы, касающейся госзакупок: типовых контрактов, общих подходов к ценообразованию, стандартных квалификаций товаров, работ и услуг.