ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ) и Российский федеральный ядерный центр «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ВНИИЭФ) начинают совместную работу по исследованиям и применению суперкомпьютерных технологий на железнодорожном транспорте. Соглашение о сотрудничестве подписано 7 апреля в г. Сарове. Как сообщили во ВНИИЖТ, стороны планируют «исследовательские проекты по адаптации технологии 3D инженерного анализа для различных процессов железнодорожного транспорта».
Предполагается, что суперкомпьютерные технологии могут быть использованы: для моделирования элементов конструкций подвижного состава и пути, при создании аэродинамических моделей транспорта; для моделирования чрезвычайных ситуаций. Кроме того в рамках соглашения ВНИИЭФ и ВНИИЖТ будут вести совместные разработки в области диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры (демонтаж строительных конструкций, диагностика путей, контроль состояния кабелей, элементов контактной сети), а также узлов и деталей подвижного состава (вибродиагностика, акустоэмиссия, электромагнитная локация).
Помимо этого, разработки будут направлены на предотвращение случаев нарушения безопасности движения, в том числе для контроля схода колесных пар и целостности рельсового пути. Расчеты будут производиться с помощью новейшей разработки ВНИИЭФ – компактной супер-ЭВМ, которая способна задействовать до 1000 процессоров одновременно. Как отметил генеральный директор ВНИИЖТ Бори Лапидус, за счет внедрения суперкомпьютерных технологий планируется существенно сокращено время проведения натурных исследований.
«Кроме того, математическое моделирование – это экономически эффективный способ решения инженерных задач, который в ближайшие годы может стать доминирующим», - считает Б. Лапидус. ВНИИЭФ и ВНИИЖТ планируют совместные разработки специального программного обеспечения, которое позволит моделировать и прогнозировать сход подвижного состава, создавать сетевые модели железнодорожного транспорта и модели энергетических сетей. В список совместных исследований также включены: высокоскоростное движение, интеллектуальный железнодорожный транспорт, антитеррор, проведение аварийно-восстановительных работ.