25 августа 1956 года, 55 лет назад на Адмиралтейском заводе в Ленинграде был заложен первый в истории атомный ледокол - "Ленин". Решение о его строительстве было принято 20 ноября 1953 года. 5 декабря 1957 года он был спущен на воду. В 1958-59 годах на ледоколе была смонтирована ядерная энергетическая установка и 6 августа 1959 года был произведен физический пуск реакторов. 12 сентября были начаты швартовные испытания, а 5 декабря 1959 года был подписан акт Правительственной комиссии по приему ледокола в опытную эксплуатацию.
Ледокол предназначался для проводки транспортных судов по Северному морскому пути и экспедиционных плаваний в Арктике. Основные характеристики судна: водоизмещение (без балласта) - 16 тыс. тонн, мощность главных турбин - 32,4 Мвт (44 тыс. л. с.), наибольшая длина - 134 метра, ширина - 27,6 метра, высота борта - 16,1 метра, скорость хода на чистой воде - 18 узлов (33,3 км/ч). В кормовой части корабля была размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Атомоход был оснащен ядерной паропроизводительной установкой водо-водяного типа, расположенной в центральной части судна, которая вырабатывала пар для 4 главных турбогенераторов, питавщих постоянным током 3 гребных электродвигателя.
Ледокол "Ленин" проработал во льдах 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Морском порту Мурманска. В настоящее время он преобразован в Музей истории и развития отечественного атомного флота, освоения Арктики и Северного морского пути. Это одна из самых популярных у туристов достопримечательностей Заполярья. В 2010 году на борту атомного ледокола был открыт сверхсовременный Информационный центр по атомной энергии. За первый год работы его посетили более 30 тысяч человек, включая 15 тыс. детей. Адрес стоянки ледокола - Мурманск, Портовый проезд, 25, телефон центра: (8152) 48-05-44.
"Ленин" стал первым советским ледоколом. Во многом благодаря ему, в настоящее время Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Атомный ледокольный флот России насчитывает 9 атомных ледоколов (из них 5 действующие), 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Его задача - обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу.