Как заявил 22 сентября 2011 г. Председатель Комитета Госдумы по энергетике Ю.Липатов на вечернем пленарном заседании ГД РФ, «проект федерального закона №562736‑5 "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса", внесенный Правительством, направлен на создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) и будет способствовать повышению прозрачности и упорядочению рынка энергоресурсов, сокращению потерь и увеличению доходной части федерального бюджета».
Согласно законопроекту, Правительство РФ утверждает порядок создания, функционирования и совершенствования ГИС ТЭК, условия безвозмездного предоставления в обязательном порядке информации для формирования ГИС ТЭК и перечень форм предоставления указанной информации, технические требования по обеспечению функционирования ГИС ТЭК. Порядок и объем доступа к ГИС ТЭК определяется уполномоченным органом, определенным Правительством РФ. Определен перечень из 19 видов информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в ГИС ТЭК. Предусматривается вступление в силу данного закона с 1 января 2012 года..
В своем выступлении Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов также отметил:
«Комитет отмечает актуальность и своевременность разработки рассматриваемого проекта федерального закона, который призван регулировать отношения, возникающие в связи с созданием, эксплуатацией и совершенствованием государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, включая сбор, обработку, хранение, организацию доступа, предоставления и распространения информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса.
Закон подчеркивает обязательный характер безвозмездного предоставления информации для формирования ГИС ТЭК федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и юридическими лицами осуществляющими деятельность по добыче (производству), переработке (обогащению), преобразованию, хранению, передаче, транспортировке (поставке), снабжению, перевалке (отгрузке) и реализации энергетических ресурсов.
У Комитета имеются замечания и предложения по тексту законопроекта, изложенные в заключении Комитета, которые могут быть учтены на этапе подготовки второго чтения. В частности, Комитет отмечает декларативный характер положений статей 7 и 8 и 9, касающихся вопросов взаимодействия с субъектами ГИС ТЭК в части предоставления ими информации для ГИС ТЭК и организации доступа к этим ресурсам, и статьи 9 по вопросам интеграции ГИС ТЭК с иными государственными информационными системами. Указанные нормы носят отсылочный характер. Вне рамок законодательного акта остались вопросы о конкретных формах организации ГИС ТЭК и взаимодействия с ее субъектами и другими информационными системами.
Комитет считает, что вопросы обеспечения конфиденциальности предоставленной информации требуют более детального рассмотрения.
В финансово-экономическом обосновании приводятся расходы, связанные с созданием, эксплуатацией и совершенствованием государственной информационной системы ТЭК, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.
Комитет поддерживает необходимость принятия настоящего законодательного акта, который в случае вступления его в силу будет способствовать полному учету энергоресурсов, повышению прозрачности и упорядочению рынка энергоресурсов, сокращению теневого оборота энергоресурсов, а также сокращению потерь и увеличению доходной части федерального бюджета.
Исходя из этого, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении».