Госдума приняла в первом чтении законопроект, определяющий полномочия госкорпорации "Росатом" в сфере развития и функционирования Северного морского пути (СМП) и прилегающих территорий.
Как подчеркнул на пленарном заседании Госдумы во вторник замгендиректора ГК "Росатом" по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Сергей Новиков, законопроект подготовлен во исполнении инициативы правительства о создании инфраструктурного оператора Севморпути на базе госкорпорации.
"Полномочия госкорпорации, закрепляемые законопроектом, связаны прежде всего с выполнением практических функций по обеспечению круглогодичного мореплавания и с развитием инфраструктуры Севморпути", - сказал он.
Ранее проект закона был одобрен комиссией по законопроектной деятельности. Документом предлагается сосредоточить ряд компетенций, в том числе в сфере судоходства, безопасности мореплавания, развития портовой и энергетической инфраструктуры в акватории СМП и на прилегающих территориях, а также в области обеспечения необходимых при этом сервисов, в рамках одного инфраструктурного оператора - госкорпорации "Росатом".
В частности, предусматривается наделение Росатома полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственных программ в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП.
Как отметил Новиков во вторник, законопроектом предусмотрено, что полномочия по нормативно-правовому регулированию судоходства по Севморпути, выполнение международных обязательств РФ, контрольно-надзорные функции, в том числе утверждение стандартов и требований, связанных с безопасностью мореплавания и другие, осуществляет Минтранс России.
Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья и напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов (Варандей, "Ямал СПГ", Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск - в общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, четыре - руд и угля).
В 2016 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути составил 7,5 млн т. К 2020 году планируемый прирост мощности портов Арктического бассейна составит около 40 млн т (за счет уже реализуемых проектов в портах Сабетта и Мурманск).