Восемь лет назад Иран мог работать над созданием «взрывного ядерного устройства» и, возможно, реализует этот проект по сей день. Такое предположение впервые появилось на страницах конфиденциального доклада, распространенного накануне в МАГАТЭ. Впрочем, большинство выводов агентства, основанных на полученной из неизвестных источников информации, носит исключительно характер догадок.
Иран мог до 2003 года заниматься деятельностью, связанной с созданием ядерного взрывного устройства.
Такое предположение содержится в конфиденциальном докладе гендиректора МАГАТЭ Юкия Амано, распространенном минувшей ночью среди членов Совета управляющих организации.
«Агентство внимательно и критически изучило имеющуюся в его распоряжении информацию и сочло ее в целом заслуживающей доверия. Она указывает на то, что Иран занимался деятельностью, связанной с созданием ядерного взрывного устройства. Согласно этой информации, вплоть до 2003 года соответствующие работы проводились в рамках структурированной программы и, возможно, частично продолжаются до сих пор», – говорится в документе, выдержки из которого приводит ИТАР-ТАСС.
В этой связи, подчеркивается далее, Ирану необходимо незамедлительно проявить готовность к конструктивному сотрудничеству с агентством и предоставить разъяснения по всем вопросам, имеющим отношение к возможной военной направленности своей ядерной программы.
Подробный перечень работ, которые косвенно могут свидетельствовать о том, что Иран тайно разрабатывал собственное ядерное оружие, изложен в 65 пунктах 12-страничного приложения к докладу. В частности, речь идет о том, что Иран занимался незаявленной ядерной деятельностью, приобретал материалы и оборудование двойного назначения, а также добывал информацию, имеющую отношение к созданию ядерного оружия, и испытывал отдельные компоненты ядерных взрывных устройств. Впрочем, большинство изложенных в документе обвинений носит лишь предположительный характер. При этом МАГАТЭ нигде не упоминает об источниках, снабжавших агентство информацией.
Правда, наблюдатели еще в преддверии публикации документа утверждали, что данными по ядерной программе исламской республики международное агентство активно снабжали разведки США и Израиля, как известно, давно вынашивающие планы развязывания войны против этого государства.
«Доклад МАГАТЭ написан американскими спецслужбами и не имеет под собой никаких объективных данных. Это ангажированный политический документ. Всем давно известно, что глава агентства перед его публикацией согласовывает все пункты с президентом Бараком Обамой», – отмечал, в частности, в интервью газете ВЗГЛЯД гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
В документе также утверждается, что Иран продолжает работы по обогащению урана и произвел к настоящему времени в общей сложности около 5 тонн низкообогащенного гексафторида урана со степенью обогащения до 3,5% по изотопу у-235. Основные работы по обогащению урана ведутся на установке по обогащению топлива в Натанзе, где к настоящему времени смонтировано 54 каскада, насчитывающих в общей сложности около 8 тыс. центрифуг.
Кроме того, там же продолжаются начатые в феврале прошлого года испытательные работы по обогащению гексафторида урана до 20%.
Параллельно в Иране ведутся работы по сооружению еще одной установки по обогащению урана в местечке Фордо неподалеку от города Кум. Там предполагается разместить в общей сложности 16 каскадов, насчитывающих около 3 тыс. центрифуг.
При этом МАГАТЭ признает, что все работы по обогащению урана в Натанзе производятся под контролем инспекторов агентства и в соответствии с регламентом эксплуатации.
«Но поскольку Иран не обеспечивает должного сотрудничества, агентство не может предоставить надежных гарантий относительно отсутствия в Иране незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности и, следовательно, не может подтвердить, что весь ядерный материал в ИРИ используется исключительно в мирных целях», – констатируется в докладе.
Сам Иран, еще до публикации документа заявивший о безосновательности обвинений МАГАТЭ, после появления доклада лишь подтвердил свою точку зрения. «Доклад МАГАТЭ не сбалансированный, непрофессиональный и политически мотивированный», – заявил представитель Ирана при МАГАТЭ Али Ашгар Солтани, отметив, что доклад получил распространение, «несмотря на готовность Ирана к переговорам».
В Москве, в свою очередь, отметили, что доклад МАГАТЭ еще до официальной публикации стал причиной нарастания международной напряженности.
«В Москве испытывают серьезное разочарование и недоумение в связи с тем, что доклад генерального директора МАГАТЭ по Ирану, о котором в последние дни сказано и написано немало, трансформируется в источник нового нарастания напряженности вокруг проблем, связанных с иранской ядерной программой. Мы хотели бы, прежде всего, задаться вопросом: насколько секретариат агентства способен обеспечивать надлежащую конфиденциальность в работе, без которой эффективность решения стоящих перед МАГАТЭ задач оказывается под вопросом?» – подчеркивалось в заявлении, обнародованном во вторник вечером на сайте МИДа.
Что касается самого содержания документа, то в ведомстве добавили, что комментарии на эту тему последуют только после внимательного изучения доклада. «Столь ответственные шаги не могут предприниматься поспешно, под влиянием конъюнктурных соображений. Это тем более недопустимо в условиях, когда информационный шум создан преднамеренно, задолго до серьезного профессионального обсуждения всех вопросов экспертами, как это принято в цивилизованном кругу», – подытожили в МИДе.