Как мы уже сообщалиexternal link, opens in a new tab, президент США Барак Обама принял решение о запрете на добычу урана на новых месторождениях в Большом Каньоне. Сайт world-nuclear-news рассказываетexternal link, opens in a new tab о подробностях.
Американские сенаторы, конгрессмены, представители ядерных и горнодобывающих компаний подвергли критике решение о запрете на разработку новых урановых месторождений а Большом Каньоне в течение следующих 20 лет.
Министр внутренних дел США Кен Салазар (в отличие от большинства стран, в США к ведению МВД относится не правоохранительная деятельность, а вопросы землепользования) объявил о выводе из землепользования более миллиона акров (около 405 тыс га) федеральных земель на севере штата Аризона. Это решение было принято в результате исследовательских работ на местности, начавшихся еще в июле 2009 года, в ходе которых были рассмотрены все альтернативные варианты. В итоге был подготовлен документ от оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), причем еще до окончательного принятия решения Салазар говорил о полном выводе этих земель как предпочтительном варианте.
Вывод земель не запрещает утвержденные ранее планы по добыче урана, но он препятствует новым проектам, которые могли бы быть утверждены при сохранении существующего положения. Пользование иными природными ресурсами, включая аренду минеральных и геотермальных месторождений и продажу минеральных ресурсов, по-прежнему не запрещается. Как заявил директор Федерального бюро землепользования (BLM) Боб Эбби, это позволит поддерживать темпы добычи рудных полезных ископаемых, в частности урана, в окрестностях Большого Каньона, и в то же время позволит произвести мониторинг воздействий, связанных с добычей урана.
«Это сохранит возможность для будущих руководителей принять взвешенные решения об использовании этой природной территории на основе лучшей информированности», - сказал он.
Согласно заявлениям представителей BLM, до 11 урановых месторождений, 4 из которых уже утверждены, могут разрабатываться в ближайшие 20 лет. Если бы решение о выводе земель не было принято, то за тот же период могли бы разрабатываться порядка 30 месторождений.
Салазар заявил, что решение о выводе земель было «правильным подходом к этому бесценному американскому ландшафту», учитывая не только доступность Большого каньона для посетителей, но также его статус как священного места для ряда индейских племен из этих мест и роль реки Колорадо, воду которой миллионы людей используют в питьевых, сельскохозяйственных и промышленных целях. «На нас возложена задача охранять и защищать нашу природную среду и ресурсы, и мы выбрали правильный путь, который будет оценен нынешним и будущими поколениями», - заявил он.
Политические возражения
Однако далеко не все согласны с позицией Салазара. Группа из восьми американских сенаторов и конгрессменов во главе с сенатором от Аризоны Джоном Маккейном (соперник Барака Обамы на президентских выборах 2008 года) выступила с заявлением, требующим отменить данное решение. Эта группа утверждает, что принятое решение не учитывает Закон об Аризонской пустыне (Arizona Wilderness Act) от 1984 года, одобренный экологическими организациями, согласно которому запрет на добычу полезных ископаемых на территории более 650 тысяч акров за пределами Большого Каньона, не запрещает добычи на иных территориях. Они также отмечают, что Министерство внутренних дел не представило убедительных доказательств того, что горнодобывающая деятельность на данной территории наносит ущерб водоразделу Большого Каньона.
Маккейн расценивает запрет на добычу урана как разрушительный уда для созидательной работы в регионе.
«Это решение разжигает эмоциональные настроения в обществе, спекулируя на любви людей к природе, и при этом противоречит развитию современных форм горнодобывающей деятельности, которая к тому же находится достаточно далеко от Каньона и не оказывает никакого влияния на качество питьевой воды в реке Колорадо», - говорит он.
Сенатор от штата Вайоминг Джон Баррассо расценивает позицию Салазара как «безответственную». Сенатор от штата Юта Майк Ли обвинил Салазара и администрацию президента Барака Обамы в том, что они занимаются популизмом в год президентских выборов. Ли расценил принятое решение как «раздувание вымышленной проблемы».
Критика со стороны бизнеса
Выступая от имени американской ядерной индустрии, вашингтонский Институт ядерной энергии (NEI) также выступил с заявлением против этого запрета, ссылаясь на отсутствие какого-либо научного обоснования решения администрации.
Представитель NEI Алекс Флинт заявил, что такое решение усугубит проблему зависимости США от импорта энергоносителей. Обратив внимание на наблюдения представителей ядерно-энергетической отрасли США за состоянием окружающей среды на объектах по всей стране, он подтвердил отсутствие каких либо предложений в EIS по запрету добычи урана насчет компромиссного варианта.
«Фантомные страхи не способствуют формированию эффективной энергетической политики», заявил он.
Компания Vane Minerals является одной из тех, кто пострадал от этого запрета. Ее гендиректор Дэвид Ньютон заявил, что подтверждение запрета вызвало «разочарование, особенно учитывая сильную местную и региональную поддержку добывающей компании среди сотрудников госучреждений», но не стало неожиданностью. Эта компания, которой принадлежат урановые разработки в Юте и северной Аризоне, уже скорректировала свой бизнес-план, перенеся акцент с добычи урана на другие проекты в других регионах.