На сессии Ученого совета Объединенного института ядерных исследований, которая состоялась в Дубне 16–17 февраля 2012 года, новый директор ОИЯИ выступил с докладом об основных результатах работы института в 2011 году и планах на 2012 год.
Объединенный институт вступил в третий год своего семилетнего плана, и главная его задача — создание «домашней» экспериментальной базы для научных исследований на самом высоком мировом уровне — решается этап за этапом. В 2011 году завершен физический и проведен полный энергетический пуск модернизированного реактора ИБР-2М.
После получения лицензии он войдет в режим регулярной работы для пользователей: на проведение экспериментов на этом уникальном для исследователей инструменте, который называют окном в наномир, уже поданы свыше 150 заявок из 15 стран.
Продолжается модернизация ускорительного комплекса Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н. Флерова — мирового лидера в области синтеза новых сверхтяжелых элементов. Официальное международное признание получило открытие 114 и 116 элементов Таблицы Менделеева, предложены названия этих элементов в честь двух выдающихся научных лабораторий мира — флеровской в Дубне (флеровий) и национальной лаборатории США в Ливерморе (ливерморий).
Модернизирован нуклотрон — первый в мире ускоритель релятивистских ядер, созданный на основе уникальной дубненской технологии сверхпроводящих магнитов, в течение двух сеансов в 2011 году он отработал порядка 2000 часов, половина этого времени была отдана исследователям. На базе нуклотрона планируется создать новый сверхпроводящий коллайдер NICA с многоцелевым детектором MPD. Этот проект вошел в число шести российских проектов по созданию установок класса мега-сайенс, которые в июле прошлого года обсуждались на выездном заседании правительственной Комиссии по высоким технологиям и инновациям под председательством Владимира Путина, проходившем на площадке ОИЯИ.
17 января 2012 года состоялось заседание рабочей группы, которую возглавляет заместитель министра образования и науки РФ Сергей Мазуренко: для первоочередной реализации из шести проектов выбраны три, в том числе по созданию коллайдера NICA. И в Дубне очень надеются, что этот проект получит реальную поддержку со стороны Российской Федерации. Проект вызывает огромный интерес и у зарубежных партнеров, не только из стран-участниц ОИЯИ, которых сегодня 18, — в последнее время в Дубну зачастили делегации как научных центров, так и посольств, правительственных учреждений разных стран.
— Конечно, наиболее сложный и амбициозный наш проект - это проект по созданию сверхпроводящего коллайдера тяжелых ионов — проект NICA, — говорит академик Виктор Матвеев. — И сейчас мы очень большое значение должны придавать тому, чтобы обеспечить широкое международное участие в этом проекте: силами только одного, пусть даже очень большого международного института, его не осуществить. Российская Федерация такой шанс нам дает: серьезно обсуждается вопрос о том, чтобы предоставить Дубне специальную поддержку и финансирование этого проекта, помимо традиционной поддержки ОИЯИ. Но ставится вопрос и о том, чтобы была продемонстрирована заинтересованность других стран, других организаций, кроме стран-участниц ОИЯИ. Мы видим, что такой интерес есть на самом деле.
Недавно состоялись визиты делегации посольства Италии, затем французской делегации, в ближайшее время планируется визит представителей министерства образования и науки Германии. Все это свидетельствует о том, страны проявляют большой интерес к амбициозному проекту в Дубне, они хотят, чтобы их наука тоже не отстала и работала с нами на мировом уровне. Мы очень надеемся, что сможем, учитывая такой интерес, обеспечить реализацию планов на самом высоком уровне.
— Виктор Анатольевич, на нынешней сессии Ученого совета необычно много людей. Вас это радует? И с чем Вы это связываете?
— Меня это очень радует. Я думаю, что ученые, которые приехали к нам из ведущих центров мира, видят, что Дубна действует очень активно, очень инициативно и, конечно, им это интересно. Это большая моральная поддержка нам — их интерес, их приезд сюда нас очень сильно поддерживает в нашей работе, помогает доказывать то, что наши проекты действительно заслуживают внимания: это те направления и те задачи, которые востребованы нынешним развитием физики в мире.
Сегодня не может быть развития только в России, только в Германии или только в Италии, сейчас международная наука развивается лишь при максимальной концентрации сил и интеллекта, всех возможностей. Этот интерес нас очень ободряет, он нас вдохновляет, и мы надеемся, что за моральной поддержкой последуют и реальные шаги к участию в наших программах.
Одним из центральных событий второго дня работы сессии Ученого совета ОИЯИ стал доклад о развитии в институте физики тяжелых ионов низких энергий. В отсутствие научного руководителя Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н. Флерова академика РАН Ю.Ц. Оганесяна его сделал вице-директор ОИЯИ профессор Михаил Иткис.
— В 2012 году флеровской лаборатории предстоит решить сразу несколько серьезных задач, — сказал Михаил Иткис в интервью журналистам. — Уже начато строительство нового экспериментального корпуса и одновременно ведется сооружение нового циклотрона DC-280, специального ускорителя для синтеза сверхтяжелых элементов. Это первое.
Во-вторых, продолжается реализация совместного проекта с РОСНАНО в рамках создания нанотехнологического центра «Дубна»: через несколько месяцев будет введен в эксплуатацию новый корпус, будет закуплено и установлено в нем оборудование для развития работ в области нанотехнологий.
Третья очень серьезная программа - программа экспериментов, которые должны обеспечить дополнительное подтверждение синтеза 117 и 118 элементов для Международного союза чистой и прикладной химии (IUPAC), чтобы потом можно было давать имена и этим элементам.
В целом программа исследований в лаборатории очень насыщенная, ускорители работают непрерывно, обеспечивают времени для экспериментов, наверное, больше, чем в любой подобной лаборатории мира. А если учесть, что ЛЯР в этом году еще и запускает ускоритель для научно-производственного комплекса «Бета» в особой экономической зоне, то очевидно, какой энтузиазм нужен и какой труд, чтобы делать все это одновременно, не прекращая ни одного эксперимента. Работа предстоит очень тяжелая и напряженная. Но мы с ней справимся, не сомневаюсь: Лаборатория ядерных реакций всегда справляется со своими задачами.
На сессии Ученого совета состоялись выборы директоров лабораторий. На новый срок избраны действующие директора Лаборатории ядерных реакций профессор Сергей Дмитриев и Лаборатории теоретической физики профессор Виктор Воронов, временно продлены полномочия директора Лаборатории нейтронной физики Александра Белушкина.
Названы лауреаты премий ОИЯИ за прошедший год. Торжественно вручена также международная премия имени Бруно Понтекорво за 2011 год. Она присуждена американскому физику польского происхождения Стенли Войчицки — за выдающийся вклад в создание детектора MINOS (в этом эксперименте в Фермилаб, США, изучаются осцилляции нейтрино) и новые результаты, полученные в области физики частиц и, особенно, в области осцилляций нейтрино.