Еженедельник «Дубна» продолжает ежемесячно следить за ходом реализации одного из проектов Семилетнего плана ОИЯИ DRIBs-III. Новости в продвижении главного проекта Лаборатории ядерных реакций сегодня комментирует заместитель директора лаборатории Андрей Попеко:
– Сегодня, как я понимаю, для вас «из всех… важнейшим является» выбор подрядчика на строительство нового корпуса. И мы не раз уже говорили об этом с Георгием Гульбекяном. Процесс как-то продвигается?
– К сожалению, он еще не завершен. Опыт такого взаимодействия, конечно, уже есть, и отрицательный опыт здесь тоже важен, поэтому более пристально смотрим на участников тендера, да теперь и понятнее, по каким критериям их оценивать. Мы давно уже ничего не строили, тем более в новых условиях. На роль нового подрядчика первоначально претендовали порядка 12 компаний. По предварительным оценкам восемь из них сразу не подошли, поскольку строительство очень сложное, нужны лицензии на возведение специальных объектов, техника, кадры и так далее. Оставшиеся четыре изучали не просто по документам. Представители дирекции, соответствующих служб Института и наши специалисты выезжали на места, знакомились с объектами, которые они возводят. Еще две компании отпали. И две недели назад на заседании конкурсной комиссии Института была выбрана компания, с представителями которой сейчас ведутся переговоры. И надеюсь, в течение этого месяца закончатся. Но, конечно, очень жаль, что мы потеряли столько драгоценного времени – начиная с октября прошлого года. И теперь пока новая компания подготовит площадку, разберется с проектной документацией…
С предыдущей компанией тоже ведутся переговоры, поскольку предстоит разрывать отношения, но представители этой организации достаточно рационально к этому подходят – по крайней мере, они согласились вести авторский надзор над реализацией проекта, передать всю документацию, включая рабочую, и это несколько облегчит ситуацию. Однако окончательные документы еще не подписаны.
– Что с комплектованием оборудования для нового ускорителя?
– Магнит весь здесь – ситуация с его изготовлением и транспортировкой тоже вызывала беспокойство, поскольку рядом с заводом в Ново-Краматорске была зона активных боевых действий. Однако наши партнеры все свои обязательства выполнили в срок и теперь магнит хранится здесь у нас. Ждет, когда новое здание будет подготовлено к монтажу. Точно так же и камера ускорителя – такие, скажем, наиболее критичные детали. И закончено изготовление основных обмоток в Румынии – довольно тяжелые 15-тонные детали диаметром около шести метров готовятся к отправке в Дубну. Сейчас намечается оптимальный путь транспортировки.
– В лаборатории начинается период отпусков?
– Ускорители остановились. По недавно заведенной в лаборатории традиции с 1 июля сотрудники всех технических подразделений дружно уходят в отпуска. Вся ускорительная техника отработала по плану, никаких сбоев и неожиданностей не было. Как по лабораторным планам, так и по заявкам наших внешних партнеров, использующих ионные пучки для своих работ. Но все-таки профилактические работы на ускорителях проводятся, с 1 августа пройдет завершающий этап, а с 15 августа начнется включение ускорителей и получение пучков. Обычно выход на рабочий режим занимает около недели.
На У-400 готовится эксперимент по синтезу сверхтяжелых изотопов 118-го элемента – тяжелого среди сверхтяжелых. Наши американские коллеги свою часть обязательств выполнили – весной мы получили из Ок-Риджа мишени, это достаточно сложный в плане транспортировки груз, поэтому перевозили по одному контейнеру. К настоящему моменту транспортная эпопея закончилась, и мы согласовываем инструкции на проведение эксперимента. Сначала установка мишени в мишенный блок, потом установка мишенного блока на сепаратор, и третья, основная часть этой работы – собственно проведение эксперимента. Эти инструкции подготовлены, одна из них уже согласована с Отделом радиационной безопасности, а вторая в ходе согласования. То есть делается все, чтобы исключить возможные инциденты в ходе проведения эксперимента. Надеюсь, что эксперимент начнется по графику, с 1 сентября, он рассчитан на длительное время, и где-то в середине ненадолго будет приостановлен, чтобы и персонал смог передохнуть, и можно было предоставить какое-то время для работы внешних организаций.
– В течение этого года мы много рассказывали о модернизации экспериментальных установок и создании новых.
– Да, одна из них – ACCULINNA-2 – совсем новая, «с иголочки», она тоже поступила весной. Проект наш, изготовление – французская фирма «Сигма Фи». Это один из дорогостоящих для нас проектов нынешней семилетки, но изготовление нашими французскими партнерами полностью закончено, вакуумные испытания проведены, пробные включения тоже, теперь наши технические подразделения занимаются «обвязкой» этой установки – надо подвести воду, воздух, электричество, системы управления и диагностики.
– Как выглядит ваша лаборатория в свете последних обсуждений состояния и перспектив развития физики тяжелых ионов, проходивших на международных конференциях?
– Если ты имеешь в виду апрельскую конференцию в Техасе в Колледж Стейшн, здесь сложилась интересная ситуация. Дело в том, что в конце мая в Японии прошла регулярная конференция по трансактинидным элементам. А в общем-то сообщество собирается одно и тоже – и по трансактинидам, и по сверхтяжелым. И когда возникла идея провести вторую конференцию по трансуранам в более расширенном составе, а первая проходила в 2013 году, и интерес к ней был проявлен очень большой, все-таки решили провести вторую конференцию в Техасе. Хотя были сомнения, что в преддверии японской народ не соберется. Ничего подобного – приехали все: и первые лица, и вообще те, кто имеет отношение к синтезу сверхтяжелых элементов. Там не предполагалось принимать какие-то итоговые документы, подписывать какие-то итоговые меморандумы, но в процессе обсуждений стало понятно, каковы планы наших друзей-конкурентов, – так что конференция получилась очень интересная, неформальная и полезная. Все было уютно и комфортно. Наверное, следующая конференция этой серии пройдет поближе к запуску фабрики сверхтяжелых элементов. Тем более, что все участники проявили живой интерес к нашим планам и прогнозам.