Отвечавший за эксперимент OPERA, в рамках которого были обнаружены «сверхсветовые нейтрино», физик Антонио Эредитато ушел из проекта вместе со своими заместителями. Он обвиняет прессу в невиданном давлении на ученых и искажении результатов, а его коллеги сетуют на то, что политизация ситуации стоила места достойному ученому.
В сентябре международный коллектив масштабного проекта OPERA, расположенного недалеко от Рима, ошеломил ученых и обывателей: ему удалось обнаружить нейтрино, которые, как показали эксперименты, превысили скорость света. OPERA измеряет время пролета пучка нейтрино из CERN, где находится Большой адронный коллайдер. Его «младший брат» — суперпротонный синхротрон (SPS) — направляет пучок под землей в сторону Рима. Пучок нейтрино проходит сквозь толщу земной коры, тем самым очищаясь от других частиц, которые вещество коры задерживает, и попадает в лабораторию в Гран-Сассо, укрытую под 1200 м скалы.
Подземный путь в 732 км нейтрино преодолевают за 2,5 миллисекунды. Знаки после запятой в этом значении и являются предметом полугодовых дебатов. Хотя финальные точки над i будут расставлены только в мае, уже сейчас ясно, что нарушения законов Вселенной ожидать не стоит. Под невиданным нажимом прессы в коллаборации возникли внутренние трения, в результате которых свои посты добровольно оставили ее руководитель профессор Антонио Эредитато и еще несколько управленцев.
Национальный институт ядерной физики (INFN), в структуру которого входит исследовательская лаборатория Гран-Сассо, где располагается эксперимент OPERA, официально признал факт отставки.
«Мы принимаем отставку профессора Антонио Эредитато, руководившего экспериментом OPERA, и надеемся, что коллаборация вновь сплотится, изберет новое руководство и продолжит успешно решать задачу, для которой была создана, – наблюдение нейтринных осцилляций. Напомним, что, как и было решено во время конференции INFN в Гран-Сассо в прошлую среду, дальнейшие измерения скорости нейтрино будут продолжены четырьмя экспериментами (включая OPERA) в конце апреля. Именно тогда CERN обещает дать нам новый пучок нейтрино», – говорится в сообщении, подписанном вице-президента INFN Антонио Масиеро.
Свои полномочия сложил не только руководитель эксперимента (spokesman) Антонио Эредитато, но и его заместитель Паскуале Мильоцци, а также научный координатор эксперимента Дарио Аутьеро.
Хотя это решение было принято учеными добровольно, оно последовало за объявленным внутри коллаборации голосованием по вотуму недоверия, объявленному руководству. Это решение было принято после семинара в Гран-Сассо по проблеме сверхсветовых нейтрино, в ходе которого стало понятно, что сенсация закрыта. В ходе голосования большая часть членов коллаборации поддержала Эредитато и выступила против его ухода, однако он принял решение сложить полномочия.
«Дорогие коллеги, я принял во внимание, что вотум недоверия по моему вопросу не был одобрен коллаборацией. Однако до истечения моего официального срока на посту руководителя в июне 2012 года предстоит завершить массу очень сложных исследований, а моя поддержка в коллаборации, полагаю, политически недостаточна, чтобы я остался на своем посту. По этой причине я решил немедленно сложить полномочия. Я очень благодарен тем, кто выразил поддержку моей работе», – говорится в письме Эредитато, адресованном коллегам.
Эредитато выступил с большим разъясняющим письмом в итальянской газете Le Scienze (итальянское издание Scientific American). В ней он представляет свое видение прошедших с сентября прошлого года событий (именно тогда впервые было объявлено об обнаружении аномалии скорости нейтрино).
«Даже если научные результаты очень неожиданные или «неудобные», они должны быть опубликованы. Только так можно инициировать обсуждение и независимую проверку в научном сообществе, – пишет он. – Ни я, ни один из моих коллег по OPERA, публикуя данные, не говорил об «открытии» или «окончательном результате». Наоборот, мы хотели сконцентрировать усилия для прояснения вопроса».
В чрезмерной политизации проблемы и излишнем давлении он обвиняет прессу.
«После нашей первой публикации часть публикаций в научно-популярной прессе звучали излишне сенсационно, а подача информации страдала от излишней упрощенности… Вместе с тем совершенно не поясняется, что слово «ошибка» (англ. error и итальянское errori означает скорее «погрешность», а не «ошибка») в научной терминологии означает несколько другое, нежели в бытовом смысле. … В результате коллаборация OPERA начала испытывать ненормальное давление извне, и это не могло не сказаться на коллективе», – считает он.
В конце письма Эредитато выражает надежду на продолжение успешной работы коллектива, который он покинул.
Обязанности координатора эксперимента OPERA будет исполнять один из текущих заместителей Эредитато – Мицухиро Накамура. Место Дарио Аутьеро пока также займет один из его заместителей.
Отставки, последовавшие за фактическим опровержением результата, полученного OPERA, являются в большей степени политическими. С точки зрения научной этики коллаборация действовала безупречно, что неоднократно подчеркивали и руководители CERN. Если ошибка и была допущена, то не намеренно: это обычная часть научного процесса. Ученые сделали все возможное, чтобы найти ее и устранить.
«Все это несколько печально, так как от ошибок в эксперименте никто не застрахован, а то, что в данном случае вероятность методической ошибки была много больше вероятности сделать открытие, кажется, было понятно с самого начала. Поэтому и печально видеть царящую теперь внутри коллаборации чрезмерно резкую реакцию на опровержения, естественным образом возникающие со временем», – сетует источник в коллаборации OPERA.