Даже простых письменных гарантий о том, что ПРО не направлена против России, недостаточно, заявил Сергей Лавров западным коллегам в Брюсселе. Лавров также назвал условия, при которых Россия готова сократить свое тактическое ядерное оружие (ТЯО). «Для России разговаривать о ликвидации тактического ядерного потенциала – самоубийство», – говорят эксперты.
Говорить о взаимном сокращении тактического ядерного оружия России и США можно будет только после того, как Вашингтон вернет данный вид вооружения из Европы на свою территорию и демонтирует всю необходимую для его использования инфраструктуру, заявил в четверг глава МИДа Сергей Лавров по итогам министерского заседания Совета Россия – НАТО, прошедшего в Брюсселе.
«В отличие от российского нестратегического ядерного оружия, американское оружие находится за пределами американской территории, причем на территории тех стран, где оно развернуто, в полной готовности сохраняется соответствующая инфраструктура для его применения», – сказал он.
«Поэтому, чтобы на каком-то этапе вообще даже начинать разговаривать, надо сначала уравнять позиции: вывести на территорию государства-хозяина это оружие, демонтировать эту инфраструктуру, и потом уже можно будет обращаться к этой теме (сокращение тактического ядерного оружия) в контексте общей стратегической стабильности», – цитирует Лаврова «Интерфакс».
По словам Лаврова, эта тема обсуждалась на состоявшемся заседании и позиция Москвы была услышана.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков не удивлен тем, что позиция Москвы была услышана. По его словам, сейчас США обладают подавляющим превосходством в силах общего назначения, а «для России тактическое ядерное оружие остается единственным фактором, обеспечивающим безопасность от военных конфликтов масштабом выше локальной войны».
«Поэтому США вполне могут пойти на это без всяких проблем. Притом что потом решить задачи с Россией уже не просто политико-дипломатическим путем, а военным. России противопоставить НАТО сейчас нечего. Соотношение вооруженных сил России и объединенных вооруженных сил альянса примерно один к двадцати в пользу НАТО. Поэтому единственный фактор сдерживания – это ядерное оружие. И для России разговаривать о ликвидации тактического ядерного потенциала – это самоубийство», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.
Эксперт также напомнил, что с восточной стороны есть и Китай, против которого российский тактический ядерный потенциал «является единственным и реальным фактором сдерживания». По его словам, против группировки российских вооруженных сил на Дальнем Востоке в составе 150 тысяч человек в северных районах КНР военная группировка насчитывает около миллиона человек. Эта группировка, подчеркнул Сивков, к срокам «угрожаемого периода» может быть увеличена на порядок – до 10 миллионов человек.