В последние дни мая, Дирекция по ядерной и радиационной безопасности ГК Росатом одобрила документацию по проекту вывода из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов АДЭ-3, АДЭ-4, И-1, ЭИ-2, а также площадок 2 и 11 реакторного завода на СХК. Специалисты Генерального проектировщика по выводу из эксплуатации ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Доллежаля» (НИКИЭТ) не только разработали необходимую документацию, но и готовятся сопровождать полный цикл работ по проекту.
Вывод из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов СХК – часть федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Сейчас реализуется второй этап ФЦП, который продлится до 2015 года. За это время планируется создать основные объекты инфраструктуры по обращению с ОЯТ, найти решение для проблем советского «ядерного наследия», усовершенствовать системы контроля безопасности ядерной и радиационной безопасности.
Программа предполагает перевод ядерных и радиационно-опасных остановленных объектов в безопасное состояние, строительство опытно-промышленного объекта окончательной изоляции высокоактивных радиоактивных отходов, объектов хранения отработавшего ядерного топлива и вывоз отработавшего ядерного топлива, накопленного в пристанционных хранилищах атомных электростанций.
Финансирования Программы (а это около 150 млрд. рублей), происходит за счет средств Госкорпорации Росатом и бюджета. Сейчас на территории СХК уже реализовано 17 мероприятий Программы, затраты на которые составили 7 млрд. рублей. При этом на четырехлетние работы по выводу из эксплуатации уран-графитовых реакторов СХК, потратят 1.6 млрд. рублей. Внушительный размер выделенных средств объясняется просто: подобное действо будет происходить впервые не только в российской, но и в общемировой практике. На произведенные в период с 2008 по 2011 год научно-исследовательские и экспериментальные работы по подготовке вывода из эксплуатации, уже израсходовано 619,3 млн. рублей. Бюджет 2012 года составит почти 350 млн. рублей – такие темпы финансирования предусмотрены планами проекта и позволят окончательно вывести уран-графитные реакторы СХК к 2015 году.
В 2010 году на базе СХК создан «Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов», цель которого – сделать остановленные промышленные уран-графитовые реакторы полностью безопасными. Решение этой проблемы будет интересно не только в рамках Сибирского химического комбината: всего в России работало 30 уран-графитных реакторов, 15 из которых на данный момент остановлены.
Сибирский химический комбинат – один из четырех российских комбинатов по обогащению урана был создан в начале 50-х годов прошлого века для создания компонентов ядерного оружия на основе высокообогащенного урана и плутония. В 1955 году на комбинате заработал проточный ядерный реактор И-1, а в 1958 году – первая промышленная Сибирская атомная станция. В неё входили реакторные заводы РЗ-5 и РЗ-45, на которых действовали четыре уран-графитовых реактора — ЭИ-2, АДЭ-3, АДЭ-4 и АДЭ-5, пущенные в 1958–1965 году. В отличие от И-1 это были энергетические реакторы, вырабатывавшие не только плутоний, но и электричество, на Сибирской АЭС была создана первая в мире система атомного теплоснабжения крупного города. С 1953 по 1961 год на Сибирском химическом комбинате были построены завод по обогащению урана, завод по производству гексафторида урана, радиохимический завод по переработке облучённого ядерного топлива и получению чистых соединений плутония и урана, а также химико-металлургический завод, выпускавший заготовки и детали из плутония и урана. Изначально высокообогащенный уран производили методом газовой диффузии, позже центрифужным методом. В 1988 комбинат прекратил производство высокообогащенного урана, и переключился на выработку низкообогащенного урана и производство топлива для АЭС.
Начиная с 1990 года, промышленные уран-графитовые реакторы были остановлены: И-1 (работал в 1955—1990), ЭИ-2 (1958—1991), АДЭ-3 (1961—1992), АДЭ-4 (1964—2008), АДЭ-5 (1965—2008). Причиной этого стала смена политического курса в мире: времена «холодной войны» закончились, и руководство страны отказалось от реализации оборонной плутониевой программы. В 2008 году завершили свою работу последние два реактора СХК – АДЭ -4 и АДЭ -5, включенные в состав одного реакторного завода, объединившего РЗ -5 и РЗ – 45. С этого же момента прекратила свое существование Сибирская атомная станция.
И в заключение, добавим немного политической информации о самой «закрытой» из советских АЭС, ведь Сибирская атомная станция была совершенно секретным отраслевым объектом. Причины для этого имелись вполне объективные: до момента создания в стране системы ПВО, самолеты-разведчики США совершали вылеты над Сибирью с авиабаз на Аляске, Японии и Турции. И только после того, как в 1960 году зенитноракетным комплексом С-75 был сбит самолет знаменитого Френсиса Пауэрса, впоследствии осужденного за шпионаж и обмененного на советского разведчика Рудольфа Абеля, активность разведывательной авиации США над нашей территорией прекратилась.
Информация о Сибирской АЭС всегда носила минималистический характер: изредка возникавшие в прессе материалы, не давали точного представления о расположении станции. В 1958 году на Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии участникам показали документальный фильм о новой атомной станции, которая располагалась «где-то в Сибири». В 1964 газета «Советская Россия» мельком упомянула об «огромной промышленной станции». Вышедшая в 1981 году английская книга «Проблемы атомной науки и технологии», ссылалась на слова конструктора ядерных энергетических установок, академика Николая Доллежаля, датированные 1976 годом: «Сибирская АЭС есть классический пример использования тепла, выделяемого при производстве плутония, для выработки электроэнергии. Основная часть средств, затрачиваемых на эту АЭС, покрывается стоимостью получаемого плутония».
Можно сказать, что западные политики и эксперты так и не смогли составить точное представление о месте расположения Сибирской АЭС и о ее реальных возможностях. А в американском справочнике Soviet Nuclear Weapons («Ядерное вооружение СССР»), переведенном на русский язык в 1992 году, не только упоминалось ошибочное количество ядерных реакторов станции (шесть), но и говорилось: «Западные источники утверждали, что она находится в Троицке, в 120 км к югу от Челябинска в районе Уральских гор вдоль границы с Казахстаном. Более вероятное место — Томск». Тайна самой секретной атомной станции Сибири так и осталась не разгаданной.