Великобритания в течение длительного времени предоставляла услуги по переработке ОЯТ атомных объектов ряда стран. Выделенные материалы (в первую очередь уран и плутоний) подлежат возврату в страну-отправитель. Плутоний, как правило, перед возвратом преобразовывается в МОКС-топливо.
Эти операции осуществлялись на заводе Sellafield MOX Plant (SMP) в ядерном центре в Селлафилде. Большинством заказчиков этого МОКС-завода были японские АЭС, но после Фукусимы наблюдалось падение заказов, поэтому британское агентство по выводу ядерных объектов из эксплуатации (NDA) приняло решение о сворачивании этого производства.
Такая ситуация привела к интересной коллизии с находившимся на переработке ОЯТ из Германии. Из ОЯТ германских АЭС, которое было вывезено на переработку в Великобританию, было извлечено 4 тонны плутония, который должен быть возвращен в Германию в форме МОКС-топлива. Однако, в связи со сворачиванием производства в Селлафилде, был найден такой вариант решения: германский плутоний остается в Великобритании в руках NDA, при этом эквивалентное количество плутония будет использовано во Франции для производства МОКС-топлива, которое будет и доставлено в Германию для использования на АЭС.
Таким образом, для Великобритании отменяется необходимость переправлять германский плутоний во Францию, что является явным плюсом с точки зрения ядерной безопасности: выделенный плутоний часто несет риск ядерного распространения, и его транспортировка – это чувствительная проблема, требующая соблюдения большого количества условий по обеспечению безопасности.
Соответствующее соглашение было заключено между NDA, германскими предприятиями и французской компанией AREVA и утверждено Евроатомом. В декабре 2011 года правительство Великобритании объявило, что Великобритания может рассмотреть вопрос о взятии на себя ответственности за плутоний, поступивший из-за рубежа, в соответствии с межправительственными соглашениями. Этот плутоний будет находиться на хранении в Селлафилде. В результате общее количество плутония в Великобритании, включая материал, определенный прежними соглашениями, составляет 118 тонн.
Как заявил министр энергетики Чарльз Хендри, правительство согласно взять на себя собственность на плутоний, потому что соглашение предоставило «коммерчески более выгодный вариант», при этом позволяя германским АЭС получать МОКС-топливо и пользоваться транспортными услугами по удалению плутония. Он также отметил, что эта сделка позволит Германии получать МОКС-топливо до выполнения их государственной программы по закрытию своих АЭС. После аварии в Фукусиме в Германии была установлена окончательная дата закрытия реакторов, исходя из которой можно знать сроки, в течение которых требуются поставки МОКС-топлива.