Первые новейшие подлодки проекта 955 «Борей» со стратегическими ракетами Р-30 «Булава» встанут на вооружение не Тихоокеанского, а Северного флота России. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный источник в военном ведомстве, такое решение принял новый главком ВМФ Виктор Чирков.
— Главной причиной этого решения стала неготовность базы в Вилючинске, которую должны были адаптировать к «Бореям». Кроме того, Северный флот значительно ближе к «Севмашу», который построил «Бореи», это облегчит устранение мелких недостатков, которые могут «всплыть» на новых лодках во время эксплуатации,
— пояснил собеседник «Известий».
При этом другой источник пояснил, что решение пока предварительное и будет окончательно утверждено примерно через месяц, после того, как новый командующий побывает в Вилючинске на базах Северного флота и лично оценит состояние инфраструктуры. В феврале 2011 года министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что первые «Бореи» поступят на Тихоокеанский флот. После этого в феврале 2012 года Владимир Путин в своей статье об армии написал, что «Бореи» будут базироваться в Вилючинске — базе, которую в 2002 году удалось спасти от ликвидации. Между тем, базу подлодок на полуострове Крашенинникова возле Вилючинска, на которую «Бореи» должны были прийти до конца в 2012 года, закончат перестраивать только к 2014 году. О неготовности вилючинской инфраструктуры к «Бореям» «Известия» писали в феврале и марте. В частности, сообщалось, что плавучая атомная станция (ПАТЭС), которая должна снабжать «Бореи» на стоянке электричеством, будет достроена на «Балтийском заводе» только к концу 2013 года.
Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров полагает, что в Вилючинск в 2014 году пойдут уже модернизированные «Бореи», у которых вместо 16 ракет «Булава» будет на борту 20:
— Лодки в одной базе должны быть однотипные. Потому что у каждого типа есть свои особенности конструкции. Например, чтобы обеспечить разгрузку 16 ракет, нужна одна инфраструктура, для 20 — уже другая. Поэтому нет смысла держать на одной базе разные модификации лодки.
По словам Захарова, для обеспечения постоянного базирования на базе определенного типа лодок нужно учесть множество особенностей. — Значение имеет даже материал, из которого сделан пирс. Например, в своей время из-за явлений электролиза титановые лодки проекта «Барракуда» разрушали железные пирсы на Северном флоте. В чем дело, долго не могли понять — пирсы просто рассыпались. Оказалось, что конструкторы не учли, что в воде эти два металла будут взаимодействовать друг с другом, — пояснил Захаров.
Как рассказали в штабе Тихоокеанского флота (ТОФ), работы по обновлению береговой инфраструктуры в поселке Рыбачий в Вилючинске, где базируются стратегические лодки, были приостановлены, не успев начаться.
— Что-то частично обновили, но, в целом, вся инфраструктура на пирсах старая. Хотя для экипажа все готово — новые дома стоят, некоторые квартиры уже заселены подводниками с семьями, но места есть, — отметил представитель ТОФ. По его словам, сначала подводники рассчитывали, что в 2012 году в Вилючинск прибудет два «Борея» — «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», затем в начале года появилась информация, что осенью на флот придет только одна лодка этого проекта, а вторая будет только в 2013 году. Однако после смены руководства ВМФ (Виктор Чирков в начале мая сменил Владимира Высоцкого) решение было пересмотрено.
Бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин пояснил «Известиям», что та система базирования, которая существует на Камчатке сейчас, для «Бореев» не подходит. Однако он пояснил, что планы бывшего главнокомандующего ВМФ Владимира Высоцкого разместить «Бореи» на Камчатке были продиктованы необходимостью сменить ряд старых подлодок, срок службы которых подходит к концу.
— Насущная потребность была все-таки у Тихоокеанского флота — «Бореи» должны были заменить лодки проекта 667БДР «Кальмар»,
— пояснил Есин.
В свою очередь, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков заявил в интервью «Известиям», что важным аргументом в пользу Северного флота является его близость к предприятию-производителю «Бореев» «Севмашу», который располагается в Северодвинске. — Если корабли разместить на Северном флоте, то в случае, если понадобится что-то отремонтировать, устранить какие-то технические недостатки в конструкции, «Севмаш» рядом. Все-таки «Борей» — это качественно новый корабль, поэтому в первое время необходимо, чтобы на нем присутствовал инженерно-технический состав с предприятия-производителя, — объяснил Сивков. О недостатках в системе управления «Бореев» «Известия» писали в ноябре. В частности, во время ходовых испытаний второго корабля, получившего имя «Александр Невский», обнаружились проблемы в электронике корабля.
Впрочем, смена дислокации первых «Бореев» никак не повлияет на их эффективность в российской системе ядерного сдерживания, убежден Владимир Захаров. — Стратегические ракеты выводят блок с боеголовками в космос, поэтому неважно, откуда именно будет произведен залп — из Тихого океана или из Атлантического. Стрелять они могут по любым объектам. И разделение морских ядерных сил нужно, чтобы затруднить обнаружение лодок — так сказать, не хранить все яйца в одной корзине,— пояснил Захаров. Всего ВМФ России до 2017 года должен получить от «Севмаша» пять проекта «Борей» — на такое количество подписан контракт. До 2020 года для ВМФ запланировано строительство восьми стратегических лодок.