С 29 по 31 августа в Объединенном институте ядерных исследований находилась делегация Министерства по науке и образованию Федеративной Республики Германии во главе с директором по большим установкам BMBF, председателем Европейского стратегического форума по исследованиям инфраструктуры (ESFRI) доктором Беатрикс Фиркорн-Рудольф. Ее сопровождали начальник отдела науки и образования Посольства Федеративной Республики Германии Карстен Хайнц и профессор Карл Оливер Кестер (GSI, Дармштадт).
30 августа состоялась встреча в дирекции. Немецкую делегацию приветствовал директор ОИЯИ академик Виктор Матвеев. Профессор Карл Оливер Кестер охарактеризовал возможные сценарии сотрудничества между GSI и ОИЯИ. После этого была организована экскурсия в Лабораторию физики высоких энергий, где представители Германии ознакомились с ходом работ по проекту NICA и созданию детекторной базы для этого ускорительного комплекса. На заключительной общей дискуссии обсуждались возможности и преимущества предстоящего сотрудничества, привлечение новых партнеров, а также вопросы финансирования.
В пятницу 31 августа был подписан первый меморандум, регламентирующий взаимодействие по проектам FAIR и NICA, который директор ОИЯИ академик Виктор Матвеев назвал историческим шагом:
«GSI в Дармштадте и ОИЯИ в Дубне являются не просто партнерами, а стратегическими партнерами, потому что NICA и FAIR – два комплекса, целью которых является одна и та же научная задача, исследование свойств барионной материи сверхвысоких плотностей в том состоянии, в котором, как верят физики, эта материя родилась в результате Большого взрыва, что дало начало нашей Вселенной. И это обсуждение показало – в Германии признано, что проект NICA является крупным, масштабным, мега-сайенс проектом на территории России. И это очень важно для нас, потому что международное признание такой страной, как Германия, может все-таки оказать воздействие на российское правительство в решении вопроса о дополнительной финансовой инвестиционной поддержке. Мы движемся к тому, чтобы проект NICA создавался не только силами ОИЯИ, а возникло большое международное объединение, и Германия для этого потенциальная страна. Сегодня обсуждались те реальные условия, которые мы должны обеспечить, чтобы такое расширенное международное участие состоялось. Так что это очень важная встреча, думаю, что это исторический момент, который свидетельствует о том, что атмосфера в мире меняется в позитивную сторону в отношении признания важности нашего проекта».
Директор по большим установкам BMBF доктор Беатрикс Фиркорн-Рудольф прокомментировала результаты визита немецкой делегации:
«Мы расширяем существующую кооперацию между ОИЯИ и GSI/FAIR (Германия), и речь идет о строительстве магнитов для проекта FAIR и участии в наших совместных международных проектах, в частности CBM. Для FAIR будет произведено 175 магнитов, надеемся, что все они будут протестированы в Дубне. Мы были вчера в Лаборатории физики высоких энергий, где имели возможность познакомиться с подготовкой к производству магнитов, а также в лаборатории по производству детекторов, встретились со специалистами ОИЯИ. Это произвело большое впечатление».
Директор ЛФВЭ профессор Владимир Кекелизде более подробно рассказал о том, что могут сделать специалисты ОИЯИ и GSI, чтобы ускорительные комплексы возводились наиболее эффективным способом, а конкуренция в научной среде шла на пользу обществу:
«Мы давно и соперники, и партнеры. В современном мире очень важно, когда два центра нацелены на одну научную задачу и имеют разные подходы. Это позволит установить истину возможных будущих открытий. Но при этом и многие технические вопросы должны решаться общими усилиями, потому что избытка ресурсов никогда не бывает. По тем вопросам, которые мы можем решать как партнеры, мы уже давно сотрудничаем, но все это должно быть оформлено, подготовлено соответствующим образом, этому должен быть дан зеленый свет. И вот сегодня первый шаг сделан в этом направлении – официальные представители начинают помогать нам в решении наших научных задач, консолидировать наши усилия и концентрироваться на этих двух крупных проектах.
У нас есть два аспекта, которые могут быть воплощены сообща. Первый – производство магнитов на основе дубненской технологии, разработанной еще для Нуклотрона. Имеет смысл все производство, как для проекта FAIR, так и для NICA, делать там, где это проще всего, – скорее всего у нас. Есть еще второй аспект, который связан с одним из важнейших элементов детекторов, который предусмотрен как в GSI, так и у нас. Это так называемый силикон-трекер, и он тоже основан на одних и тех же элементах, хотя имеет разные формы и разные окончательные решения. Сегодня решены две крупные задачи – сконцентрировать усилия по производству магнитов и начать подготавливать платформу к тому, чтобы силиконовый трекер тоже делать в нашей лаборатории».