Ленинский районный суд Томска в понедельник продлил на три месяца арест бывшему генеральному директору Сибирского химкомбината (СХК) Росатома Владимиру Короткевичу, обвиняемому по делам о коммерческом подкупе, сообщили РИА Новости в суде.
В настоящее время СУ СКР по Томской области расследует четыре уголовных дела о коммерческом подкупе, фигурантами которых являются теперь уже бывший глава предприятия, двое его заместителей и топ-менеджер топливной компании Росатома "ТВЭЛ".
"Суд считает необходимым продлить срок содержания под стражей на три месяца, а всего — до восьми месяцев, до 22 февраля 2013. Решение может быть обжаловано в облсуде в течение трех суток со дня вынесения",
— сказал судья.
Как сообщил РИА Новости адвокат Короткевича Константин Филиппов, он не намерен обжаловать решение райсуда.
"Можно пожаловаться, оно будет такое же немотивированное, как и другие решения, они такие же предсказуемые. Пока намерений обжаловать нет. Я не вижу смысла в этом ",
— сказал Филиппов.
В свою очередь представитель следствия в ходе судебного заседания пояснил, что арест нужно продлить, поскольку дело сложное, многоэпизодное, и окончить расследование в кратчайшие сроки не представляется возможным. Следствию предстоит допросить еще около 30 свидетелей — как работников предприятия, так и контрагентов. Также необходимо провести дополнительные следственные действия.
По его словам, "Короткевич является заслуженным работником атомной отрасли, является авторитетом для действующих сотрудников СХК" и, находясь на свободе, может оказать на них воздействие.
Представитель СК напомнил также, что в СИЗО адвокат Короткевича "пытался скрытно передать" своему подзащитному расписки о разделе имущества "задним числом". Имущество было арестовано ранее судом.
Кроме того, представитель следствия представил суду справку из СИЗО о состоянии здоровья Короткевича, согласно которой у обвиняемого нет тяжелых заболеваний, которые препятствовали бы содержанию его под стражей.
Как сообщил на суде сам Короткевич, он признает, что в его деятельности как руководителя предприятия было злоупотребление полномочий (статья 201 УК РФ) при получении средств. Он заявил, что готов рассказать следствию, "под какие общественные и политические проекты и по просьбе каких руководителей (он) в последние годы это делал неоднократно, не в рамках этого уголовного дела, а в принципе неоднократно". По его словам, он никогда не обсуждал условия получения средств "с обозначенными (в уголовном деле) фигурантами".
Он также сравнил свою ситуацию с историей экс-главы томского завода "Ростехнологий" — ОАО "ТПО "Контур" Игоря Иткина, которому вменяют причинение ущерба предприятию на сумму около 300 миллионов рублей. В начале ноября суд по ходатайству УФСБ по региону арестовал Иткина.
"Я решение, которое будет принято, знаю заранее. Я понимаю, что есть четкая установка самой жесткой меры содержания под стражей в адрес меня. Я нового ничего не ожидал… Из 36 лет на комбинате я 24 года занимаю руководящие должности. И неужели такую ненависть может вызвать то обстоятельство, что за 7 лет (пока Короткевич был гендиректором) комбинат постоянно наращивал объемы производства, вышел на рекордную выручку",
— сказал Короткевич, обращаясь к судье.
Он напомнил также, что руководство страны неоднократно заявляло о том, что обвиняемых по экономическим статьям "нечего содержать под арестом".
Прокурор заметил на это, что статья о коммерческом подкупе (статья 204 УК РФ) является коррупционной и не имеет отношения к "экономическим" статьям, по которым возможно не содержать обвиняемых под стражей.
Ранее в понедельник суд продлил на три месяца арест теперь уже бывшему заместителю Короткевича Юрию Кунгурову.
Ранее сообщалось, что гендиректор СХК Короткевич, его замы Кунгуров и Леонид Романенко, а также исполнительный директор материально-технического обеспечения компании "ТВЭЛ" (топливная компания Росатома, в которую входит Сибирский химкомбинат) Тимур Букейханов заподозрены в том, что они содействовали гендиректору компании "Международный центр технологий и торговли" ("МЦТТ") в заключении договора на поставку угля на 557,2 миллиона рублей. При этом они договорились о том, что весь период действия договора "МЦТТ" будет ежемесячно платить им денежные "откаты".
В дальнейшем, как считает следствие, гендиректор СХК закрывал глаза на регулярные недопоставки угля, несоблюдение норм качества товара и другие нарушения. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью руководители СХК и Букейханов с февраля по май 2012 года получили от гендиректора "МЦТТ" в общей сложности 6,79 миллиона рублей, которые разделили между собой.
Позже СК заявил о возбуждении еще одного дела о коммерческом подкупе в отношении фигурантов первого дела. Теперь их подозревают в том, что они с февраля по май 2012 года получили от директора ЗАО "Багомес" (Кемеровская область) более 2,5 миллиона рублей, которые распределили между собой.
В июле стало известно, что СУ СКР по Томской области возбудил третье уголовное дело в отношении Короткевича и Романенко. По версии следствия, в 2011 году обвиняемые договорились с руководством ООО "Томский ВторЧерМет" и ООО "Томский ВторЦветМет", что помогут фирмам в покупке лома и отходов металлов у химкомбината за вознаграждение. В декабре 2011 года они подписали допсоглашения о пролонгации договоров до 31 декабря 2012 года. За пролонгацию договоров с января по июнь 2012 года генеральный директор и заместитель ОАО "СХК" получили от компаний по 2 миллиона рублей.
В начале ноября СК заявил о возбуждении четвертого уголовного дела — по данным следствия, в мае 2012 года бывший заместитель генерального директора ОАО "СХК" получил от представителя московской коммерческой фирмы ООО "СервисАтомТранс" в качестве коммерческого подкупа 7,3 миллиона рублей за обеспечение содействия коммерческим интересам при поставке угля для нужд СХК. По версии ведомства, полученные деньги он в последующем разделил в равных долях между собой, генеральным директором СХК и его замом по экономике и финансам.
Короткевич и Кунгуров были арестованы, Букейханова отпустили под залог в 5 миллионов рублей, а Романенко находится под подпиской о невыезде. Сообщалось также, что Кунгуров и Романенко уволились по собственному желанию, Букейханов покинул ТВЭЛ. Позже уволился и Короткевич.